По оценкам Росстата уровень безработицы в апреле упал до исторического (!) минимума и составил 4%.
А по словам вице-премьера Татьяны Голиковой, число вакансий по состоянию на 30 мая (2,3 млн.) в 3,3 раза превысило количество зарегистрированных безработных (686 тыс.).
Получается какая-то странная картина. За последние месяцы из России ушли многие компании, некоторые крупные производства остановлены, экономическая активность бизнеса падает, а безработица при этом снижается. Как такое возможно?
Я вижу несколько причин.
Во-первых, во многих компаниях, существенно сокративших свою деятельность из-за санкций и ухода с рынка западных представителей, сотрудники не уволены, а переведены на неполный рабочий день или в режим простоя. На этом настаивало и Минтруда. Сейчас на неполном рабочем дне официально числятся 130,2 тыс. человек и в режиме простоя - еще 131,9 тыс., численность таких сотрудников постоянно растет.
Во-вторых, в России финансово невыгодно быть безработным: максимальный размер пособия по безработице составляет 12792 рубля, а минимальный - 1500 рублей. Обычно безработные получают что-то среднее. Согласитесь, такие суммы вообще вряд ли чем-то помогут. По этой причине многие потерявшие работу сотрудники попросту не встают на учет по безработице, так как считают это нецелесообразным. И поэтому же официальный уровень безработице в России существенно ниже, чем в развитых странах.
И в-третьих, в России имеет место так называемая структурная безработица. То есть, ситуация, при которой работодатели со свободными вакансиями и соискатели не устраивают друг-друга. Именно поэтому число вакансий в разы превышает количество официальных безработных: эти безработные не могут или не хотят работать на данных вакансиях. Например, из-за несоответствия профессии или желаемых условий труда, неприемлемой зарплаты.
В нынешней ситуации условия на рынке труда диктуют именно работодатели (хотя при таком превышении вакансий над соискателями должно быть наоборот). То есть, ситуация совершенно не рыночная и далекая от реальности. Если бы действительно на 3 вакансии был только 1 соискатель, то именно он должен был бы ставить условия своего трудоустройства - это совершенно логично.
Исходя из всего этого, уровень безработицы, даже официальный, в ближайшие месяцы скорее начнет расти. По мнению экспертов рынка труда, пик увольнений придется на осень 2022 года, когда у компаний иссякнут финансовые возможности содержания сотрудников на неполном рабочем дне или в простое, и они вынуждены будут прибегать к сокращениям.
Что делать, если уволили с работы?
Подписывайтесь на этот канал и повышайте свою финансовую грамотность!