Найти в Дзене
Соккар

Нить Ариадны и Минотавр. Тесей захватывает власть в Афинах

  Миф о Минотавре - один из наиболее известных среди множества различных легенд о героях ахейского периода истории Древней Греции. Но что в нём правда, а что выдумка? Почему давший клятву верности Ариадне Тесей с такой лёгкостью теряет её почти сразу после своего спасения? Почему гибнет отец Тесея накануне встречи с чудесно спасённым сыном? Отчего гибнет такое огромное количество людей ради того, чтобы чужеземец стал владыкой Афин?

  Краткая суть событий мифа следующая. После прибытия Тесея в Афины Эгей послал его против Марафонского быка. Одержав победу над ним, Тесей был принят правителем Афин и послан узнавшим его отцом к Минотавру, а Медея, жена Эгея, вынуждена была удалиться в изгнание. На Крите он убил человека-быка и с помощью Ариадны, дочери Миноса, вышел из лабиринта. Вместе с ней герой отплыл домой. По дороге корабль сделал остановку на острове Наксосе, но там "влюбившийся в Ариадну" Дионис похитил дочь Миноса. Огорчённый Тесей отправился дальше под чёрным парусом, хотя обещал Эгею вернуться под белым парусом, если одержит победу. Увидев чёрный парус, Эгей бросился вниз с акрополя и погиб. Тесей стал царём, но перед этим убил пятьдесят сыновей Палланта, брата Эгея.

  Гибнут люди, окружавшие Эгея и он сам, гибнут неизвестные афиняне. Несчастье ждёт влюблённую в Тесея Ариадну, изгнание Медею, гибель пятьдесят сыновей Палланта. Что это? Рок? Стечение обстоятельств или нечто иное? Единственным человеком, который выиграл от всех этих смертей, стал Тесей. Как это могло стать? Почему? О причинах этих событий и пойдёт здесь рассказ.

Аполлодор, "Мифологическая библиотека", Эпитома, I, 5 - 11:

"(5) Медея, быв­шая в те вре­ме­на супру­гой Эгея, ста­ла стро­ить коз­ни про­тив Тесея; она убеди­ла Эгея осте­ре­гать­ся его, как замыс­лив­ше­го про­тив него недоб­рое. Эгей не узнал соб­ст­вен­но­го сына и, опа­са­ясь его, послал Тесея про­тив Мара­фон­ско­го быка. (6) После того как Тесей убил быка, Эгей в тот же день под­нес ему ядо­ви­тый напи­ток, кото­рый ему дала Медея. Но Тесей перед тем, как выпить, пода­рил отцу меч, и Эгей, узнав меч, вырвал килик с ядом из рук сына6. Так Тесей был узнан сво­им отцом. Открыв злой умы­сел Медеи, Тесей ее изгнал.

(7) Тесея при­чис­ля­ют к тем, кого отда­ва­ли на съе­де­ние Минотав­ру, когда эту дань пла­ти­ли в тре­тий раз. Но, как сооб­ща­ют некото­рые, Тесей пред­ло­жил себя по соб­ст­вен­ной воле. На кораб­ле был под­нят чер­ный парус, и Эгей нака­зал сыну, чтобы он, одер­жав победу над чудо­ви­щем, под­нял на кораб­ле белые пару­са. (8) Когда он при­был на Крит, в него влю­би­лась Ари­ад­на, дочь Мино­са, и ска­за­ла, что будет помо­гать Тесею, если он согла­сит­ся взять ее в жены и увез­ти в Афи­ны. Тесей согла­сил­ся, под­твер­див клят­вой свое согла­сие, и тогда она попро­си­ла Деда­ла пока­зать, как мож­но вый­ти из лаби­рин­та. (9) По сове­ту Деда­ла она дала Тесею, вошед­ше­му в лаби­ринт, нит­ку. Тесей при­вя­зал ее к две­ри и стал тянуть нить за собой, дви­нув­шись вглубь. Най­дя Минотав­ра в самой отда­лен­ной части лаби­рин­та, Тесей набро­сил­ся на него с кула­ка­ми и убил его; дер­жась за нить, он вышел обрат­но нару­жу. Ночью вме­сте с Ари­ад­ной и афин­ски­ми детьми он выса­дил­ся на ост­ро­ве Нак­со­се. Но там влю­бив­ший­ся в Ари­ад­ну Дио­нис похи­тил ее и, доста­вив ее на ост­ров Лем­нос, сошел­ся с ней. От него она роди­ла Тоан­та, Ста­фи­ла, Ойно­пи­о­на и Пепа­ре­та.

(10) Огор­чен­ный утра­той Ари­ад­ны, Тесей выплыл в море, забыв натя­нуть на кораб­ле белые пару­са. Эгей, увидев с акро­по­ля корабль, плы­ву­щий под чер­ным пару­сом, счел Тесея погиб­шим, кинул­ся вниз и погиб. (11) Тесей же уна­сле­до­вал от Эгея цар­скую власть и убил сыно­вей Пал­лан­та, кото­рых было пять­де­сят. Точ­но так же были им пере­би­ты все, кто пытал­ся высту­пить про­тив него, и всю власть он сосре­дото­чил в сво­их руках".

  По мнению автора "Мифологической библиотеки" в Афинах против Тесея интригует Медея, жена Эгея. Но выглядит это несколько странно. "Не узнанный "Эгеем Тесей расправляется с Марафонским быком - очевидной угрозой для всех афинян, а сразу после этого правитель города со своей женой хотят его отравить. Только миг и меч отделяют его от гибели! И разве это не чудо? Нет, не чудо, но чтобы понять это, нужно постараться увидеть в мифе реальность, а не принимать все слова на веру.

  На самом деле события развиваются несколько иначе, если отнестись к словам мифа более критически. В город явился авантюрист с целью захвата власти. Мечом и обманом с помощью своих сторонников в Афинах и жрецов Дельфийского храма он расчистит себе путь к трону. Тесей явился в город не один, а в составе отряда вооружённых людей. Трудно сказать, кто руководил этой командой, но уж точно не Тесей, если ему недавно исполнилось шестнадцать лет. Но, возможно, и Тесей, и тогда он намного старше. По дороге в Афины этот отряд устранил власть людей Эврисфея. В окрестностях Афин посевы горожан разоряет Марафонский бык - экспедиционный корпус людей Эврисфея и Миноса. Этих людей по приказу Эврисфея привёл с Крита Геракл ("Критский бык опустошает Аттику"). Отряд Тесея вступает в Афины и здесь у него возникает план, как в союзе с афинянами уничтожить войско Эврисфея и Миноса. Расправившись с Марафонским быком, Тесей с отрядом воинов вступает в Афины как победитель и ожидает награды от Эгея. И награда нашла героя - чаша с ядом в руках Медеи! Подобная логика поведения является нормой для мифов, тут не надо удивляться. Но то ли Тесея предупредили об этом его агенты в окружении Эгея, то ли он догадался о возможном финале (тут мы снова вспомним о его возрасте) - вынутый меч из ножен говорит, что он не собирается стать жертвой. Тесей предлагает выпить из этой чаши самой Медее, но чаша падает из её рук или от неожиданности и испуга, или от толчка рук Эгея! Подобная ситуация очень характерна для мифов: здесь на обман следует ещё более изощрённое коварство, а за убийством следует целая серия ответных смертей. Сама атмосфера словно насыщена ядом, кровью, смертью. Угрозы Тесея подействовали и Эгей соглашается на условия победителя Марафонского быка и спасителя Афин: Медея уходит в изгнание из Афин. Козёл отпущения найден! В данном случае им оказалась женщина. Её трагической судьбе можно только посочувствовать, не исключено, что она не совершала многих злодеяний на протяжении своей длинной жизни, а её просто оклеветали.

  А для самих Афин всё ещё существует военная угроза: это Минос и его флот на Крите. Несомненно, он будет мстить за гибель Марафонского быка. Последующая война с ним после гибели экспедиции неизбежна, но сложность для Афин заключается в том, что на острове находятся заложники - четырнадцать молодых людей знатных семейств Афин. Тесей решает совершить поход на Крит и предлагает себя в качестве одного из новых заложников. Вот для чего пригодился спектакль во дворце Эгея "Явление сына отцу". Эгей рад таким образом избавиться от "сына", а "сын" ... уже знает судьбу "отца" в случае счастливого возвращения с Крита! Тесей отправляется на Крит под чёрным парусом, а обещает "отцу" вернуться в случае победы под белым. И это роковое обстоятельство станет поводом для смерти Эгея... Почему же Тесей становится инициатором похода на Крит? Ответ очень простой: если афиняне не совершат его, то, узнав о гибели "Марафонского быка", это сделает сам Минос, чтобы отомстить афинянам за гибель своих людей, поэтому лучше сыграть на опережение. Вторым обстоятельством, подтолкнувшим его к походу на Крит, стало то, что после разгрома отряда Миноса под Марафоном, в руки Тесея попали пленные, которые и навели его на мысль о возможности успеха экспедиции на Крит.

  После прибытия корабля афинян на Крит в Тесея влюбляется дочь Миноса Ариадна. Любовь - это, поистине, "несчастье" в мифах. Как только герой или героиня "влюбляется", так и жди обмана, убийства, изгнания, смерти. Ариадна - это камень преткновения, она влюбляется в Тесея, а через короткое время в неё уже влюбляется сам Дионис. Не слишком ли много событий автор мифа пытается объяснить любовью? С помощью "влюблённой" Ариадны Тесей избавляется от Минотавра, а "влюбившийся в Ариадну" Дионис избавляет Тесея уже от Ариадны. "Шип вынимается шипом, а потом оба выбрасываются", - в подобном случае применима индийская поговорка. Получается, "любовь" - это средство решения проблем Тесея. И не будем забывать, что повествование о приключениях Тесея на Крите известно только благодаря одному свидетелю - Тесею. Точно так же рассказ о приключениях Одиссея сохранился благодаря одному итакийцу. Соответственно, рассказ подан так, как он выгоден персонажу, которому одни боги помогают, а другие вредят. Поэтому любовь Ариадны к Тесею и любовь Диониса к Ариадне - выдумка, чтобы изменить ту роль, которую в этой истории сыграл Тесей.

  Главная задача Тесея - освободить заложников, а не убить Минотавра. Нужно узнать, где они находятся. Этот вопрос решается с помощью Ариадны, а на Ариадну люди Тесея выходят благодаря пленным экипажа "Марафонского быка". Вот почему, едва ступив на берег Крита, Тесей так быстро находит "влюблённую" Ариадну. Захваченная в плен дочь Миноса помогает установить местонахождение заложников и с её помощью отряд Тесея выходит к кораблю афинян. "Нить Ариадны" - это её помощь Тесею. По дороге отряд Тесея попадает в лабиринт, верфь царя Миноса, и "убивает Минотавра" - причиняет ущерб кораблям: ломает вёсла и делает отверстия в кораблях. "Минотавр" вовсе не какой-то зверь или человек с головой быка (быки не едят людей!), а просто "бык (корабль) Миноса". Вместе с Ариадной и заложниками отряд Тесея отправляется в путь в полной уверенности, что погони за ними не будет.

  "Роман" Тесея с Ариадной продолжается недолго: до первой остановки на острове Наксосе. Здесь несчастная Ариадна или сбежала от пьяных афинян, или же её продали владельцу корабля, идущему на Лемнос. А "влюблённый" Дионис - это просто повод указать, что в дело вмешались боги. И тут можно привести свидетельство Плутарха в отношении этого поступка Тесея: " Его винят в том, что, влюбившись в Эглу, дочь Панопея, он, как уже сказано выше, бросил Ариадну, бросил неблагородно и бесчестно".

  Тесей возвращается домой в Афины, решив все задачи на Крите. Но Эгей, увидев чёрный парус, думает, что его "сын" погиб и бросается с горя вниз с акрополя (Плутарх в жизнеописании "Тесей и Ромул" говорит, что Эгей бросился со скалы в море). Критический взгляд в этой истории заметит две странности. Никто не знает момент возвращения корабля Тесея. Но даже чёрный парус ничего не говорит о том, что это именно корабль Тесея, им может быть любой другой корабль под чёрным парусом. Кроме того, Эгей - человек зрелого возраста, а люди в этом возрасте принимают взвешенные решения, не поддаются первоначальным импульсам и тщательно обдумывают все обстоятельства событий и последствия своих действий. Это если исходить, что Тесей - сын Эгея. Но ведь правитель Афин прекрасно знает, что к рождению Тесея он не имеет никакого отношения. Более того, его должна радовать смерть Тесея, ведь таким образом он избавляется от своего соперника на трон. Таким образом, у него не было никакого желания сводить счёты со своей жизнью. А вот у Тесея свести счёты с Эгеем были! На данном этапе правитель города - последнее препятствие на пути Тесея к власти. Несомненно, в городе находились доверенные люди Тесея, ждавшие удобного момента, и когда он наступает, они сбрасывают его с акрополя на землю или со скалы в море. Сути дела это не меняет: смерть Эгея выгодна только Тесею! Эта смерть напоминает гибель Ифита, которого с городской стены столкнул его друг Геракл...

  Но у Тесея в борьбе за власть в городе остаётся ещё Паллант и пятьдесят его сыновей! Количество сыновей у одного человека (заметим, дочерей совсем нет!) настораживает, но оно в точности соответствует экипажу пятидесятивёсельного корабля. Сторонники Тесея решают и этот вопрос, в городе развязывается террор и гибнут не только паллантиды, но и все сомневавшиеся, кому должна принадлежать власть в Афинах. Документальную точность описанной ситуации придают слова Аполлодора: "Точно так же были им перебиты все, кто пытался выступить против него, и всю власть он сосредоточил в своих руках".

  Как видим, многие горожане не смирились с захватом властью в городе чужеземцем. Но стать правителем в Афинах Тесею не удалось бы без помощи жрецов Дельфийского храма, к которым он обратился за советом и Плутарх в жизнеописании "Тесей и Ромул" сообщает:

" Из Дельф ему пришёл следующий ответ:

Отпрыск Эгея, Тесей, Питфеевой дочери чадо!

Многих чужих городов и земель пределы и жребий

Городу вашему сам мой отец вручил и доверил".