Найти тему

*06.06.22*

✒️ Продолжаю критиковать девелоперский и домостроительный бизнесы России. Пробую найти ответы их нынешним состояниям в сравнении с точно таким же, но иностранными бизнесами.

Можно однозначно утверждать, что российские девелоперские и домостроительные бизнесы пошли по пути «качественного развития». В этих двух взаимосвязанных друг с другом видах бизнеса есть два пути развития: качественный и количественный. Количественный предполагает развитие этих бизнесов путём работы над постоянным включением новых территорий в оборот. Качественный – путём формирования устойчивых и долгосрочных технологических разработок в области создания жилой среды человека. В отношении российских вариантов этих видов бизнеса, конечно, такое определение звучит очень странно, но это, действительно, так. Далее, я попробую объяснить эту специфику.

Девелоперские и домостроительные бизнесы выбирают тот или иной путь своего развития на основе социально-экономического анализа территории, которой они собираются заниматься. Итак. Количественный путь развития уместен при следующих социально-экономических факторах:

- низкая/средняя покупательская способность, вынуждающая девелоперов и домостроителей снижать производственные издержки, которые, в свою очередь, ведут к увеличению производимых продуктов (единиц жилья).

- наличие и возможность территориального развития, выражаемая с одной стороны наличием свободных территорий самих по себе, а с другой – возможность внутренней миграции потребителей, которым ничто не препятствует для переезда как из более дешёвых территорий на более дорогие, так и наоборот.

Качественный путь развития девелоперского и домостроительных бизнесов уместен при следующих социально-экономических факторах:

- средняя/высокая покупательская способность, позволяющая девелоперам и домостроителям сосредоточиться на технологических решениях, повышающих качество жизни потребителей.

- отсутствие возможности снижать издержки производства за счёт количественного территориального развития, и низкая миграционная активность потребителей.

Таким образом, российские девелоперские и домостроительные бизнесы застряли между этими двумя типами развития. С одной стороны, в России присутствует достаточно низкая покупательская способность, а с другой – очень низкая миграционная способность потребителей. Фактически, все потребители «сидят на цепи» – каждый на своей ограниченной территории, и они не способны к свободной миграции. При этом, финансовых возможностей для технологического развития «своей территории» нет.

Другими словами, всё то, что мы наблюдаем в российских девелоперских и домостроительных бизнесах, является результатом сочетания несочетаемых друг с другом социально-экономических факторов. Безусловно, их можно сочетать друг с другом в некой более-менее приемлемой форме, но такое сочетание возможно только при одном условии: исключение девелоперских и домостроительных бизнесов, как видов бизнеса. Наверное, это мы сейчас и наблюдаем. В России если и присутствует девелоперский и домостроительные бизнесы, то фиктивные. Их фиктивность выражается в реализации не бизнес-задач, а в лояльности и исполнительности задач поставленных властью.