В предыдущей статье я поделилась с вами инструкцией, как пошагово составить свой индивидуальный карьерный план. Как упомянула ранее, шла я к нему неосознанно, путем собственных проб и ошибок. Каждый пункт был создан из моего личного опыта. И сегодня я с удовольствием поделюсь, каким образом у меня получилось найти свои сильные стороны, компетенции и, в конечном итоге, составить личный карьерный план. Как научиться находить в себе уникальные особенности и перестать участвовать в гонке «хочу быть как другие».
Я никогда не думала, что тема «Любовь к себе» проявится в работе, но по иронии судьбы так оно и вышло. Сейчас я понимаю, что эта тема особенно актуальна, ведь в ускоренном темпе современного мира мы порой забываем о самом главном человеке. Мы забываем о себе. Не обращаем внимание на здоровье, на свои чувства, эмоции и желания; стараемся все и везде успеть, требуя от себя слишком многого, порой невозможного и сверхчеловеческого. Из-за будничной суеты мы не замечаем или даже не хотим замечать окружающих людей, внутреннее состояние, в котором мы находимся в настоящий момент; аромат утреннего кофе, оттенки нынешнего времени года и многие другие важные мелочи.
Я поняла это спустя некоторое время после того, как вступила на должность НR-менеджера в компании «Искра.Эксперт». Тогда, полная вдохновения, энергии и энтузиазма, я стремилась сделать что-то полезное и крутое для компании. Сейчас, конечно, эта внутренняя мотивация сделать компанию лучше никуда не пропала, я лишь стала более осознанной. А тогда, как говорится, в омут с головой!
Я люблю нашу компанию за то, что в ней работают невероятно талантливые, яркие и небезразличные к её судьбе люди. Я помню, как однажды я решила собрать команду из самых активных ребят. Тогда мы делились друг с другом победами и достижениями в работе, эмоциями и впечатлениями; обсуждали новые идеи, задачи на ближайшие дни и просто наслаждались общением. На тот момент не было какой-то конкретной цели, было лишь желание двигать компанию вперед, «сворачивать горы» и покорять новые вершины! И каждый раз после таких собраний «активистов» я уходила с чувством разочарования в себе.
– «Блин, какие крутые ребята у нас! А я... А я даже не могу объяснить, для чего мы тут все собрались», – думала я.
Каждый раз, когда собиралась группа, я ловила себя на мысли, что по сравнению с ними я недостаточно талантлива, умна, коммуникабельна, хороша. Я постоянно сравнивала себя с кем-то более сильным и ярким. Это приводило к тому, что я чувствовала себя «неправильной». Пытаясь доказать себе обратное, я старалась делать то, чем занимаются успешные люди, лишь бы «не отставать» от других ребят. Но ведь идеальных людей не существует, правда? А я старалась быть именно такой. Однако вместо принятия этого факта мне было проще поверить, что я «отстающая» от других ребят. Из-за этой установки я «металась» от одного дела к другому, растрачивая напрасно свой ресурс, обесценивая себя и свое время. На этой почве родился страх принятия ответственности, ведь в любой момент меня могут обвинить, что я недостаточно хорошо выполняю свою работу. Чтобы разорвать этот замкнутый круг, я решила перестать сравнивать себя с другими. Но сказать проще, чем сделать, а четких инструкций никто ведь не даёт. Поэтому действовать по большей части мне приходилось интуитивно, опираясь на свои чувства и ощущения.
Именно поэтому я хочу поделиться с вами своим опытом и знаниями, которые помогли мне справиться с этой ситуацией и выйти на новый уровень состояния. Надеюсь, что эта статья поможет кому-то избежать ошибок и не действовать без предварительной оценки ситуации. Научиться быть собой, замечать свои сильные стороны и способности, проживать эту жизнь в гармонии со своим внутренним «Я».
Когда я осознала, что у меня есть такой «недуг», пришлось принимать меры. Сначала я работала над собой по принципу «перестань себя критиковать и начни хвалить», перечисляя и выписывая на листок бумаги свои сильные стороны и достижения. Однако, как бы я не старалась это делать, мне постоянно казалось, что я себя обманываю. Изначальная мысль, что я не так уж хороша и вокруг все лучше меня, постоянно была со мной, тревожила, возникала неосознанно. В свою очередь я, осмысленно пытаясь ее подавить, словно уговаривала себя, что это не так. Тем не менее ежедневно я продолжала «корить» себя за все свои промахи, недостатки, черты характера, неидеальность.
Однажды я узнала про одно упражнение из психологии. Его суть заключалась в том, что разбирается нынешняя реакция, чувства, мысли на определенную ситуацию. И все это записывается в один столбец. В другой – то, как бы хотелось реагировать, чувствовать, вести себя в той или иной ситуации. Это упражнение натолкнуло меня на мысль, что по такому принципу можно описать, каким ты хочешь быть на работе и жизни. Все для того, чтобы не заниматься самоедством. В психологии такой метод называется «Обратное планирование».
Я прописала все: от внешнего вида до того, как хотела бы реагировать на ситуации, и, конечно, какими компетенциями хотела бы обладать.
И тут для меня случилось еще одно открытие! Несмотря на то, что у меня на слуху слово «компетенции» было постоянно, полной его сути и глубины я не понимала. Так что же такое компетенции?
Все это время компетенции для меня означали какие-то определенные навыки, например, клиентоориентированность, системное мышление, коммуникабельность. Иными словами, некий набор популярных слов, который толком ничего и не говорит. На самом деле это не совсем так.
Начав разбираться, что это такое, я выделила для себя некую структуру компетенций. Она включает в себя:
- Способности;
- Личностные качества;
- Навыки;
- Умения;
- Знания.
Далее по порядку давайте разберем, что из себя представляет каждый пункт.
1. Способности – это совокупное психологическое качество личности, составляющее систему предрасположенностей к определенным видам деятельности и являющееся необходимой предпосылкой успешной ее реализации. Иными словами, это те качества личности, которые необходимы человеку для успешного освоения определенной деятельности.
Примеры способностей:
- Хорошая память, способность быстро и часто спонтанно запоминать разнородную информацию;
- Развитое образное мышление и воображение;
- Креативность мышления, способность мыслить оригинально и находить нестандартные решения задач;
- Наблюдательность и высокий уровень концентрации внимания.
Помимо этого существуют и специальные способности к определенным видам деятельности:
- Музыкальные (музыкальный слух);
- Математические – когда вам с легкостью даются решения логических, числовых и знаковых задач;
- Художественные – когда вы с легкостью способны изобразить увиденное на листе бумаги;
- Технические – способность понимать работу и взаимосвязь различных устройств между собой;
- Организационные – для вас не составляет труда собрать команду, зарядить людей энергией, распределить роли и замотивировать на результат.
Отдельно выделяют особые (высшие) степени проявления способностей: одаренность, талант и гениальность. Например, способность создавать что-то новое, прокладывать новые пути или достигать высоких результатов в том, что уже было достигнуто.
2. Личностные качества – это совокупность врождённых и приобретённых внутренних, ментальных факторов, которые определяют поведение и деятельность человека. Личностные качества зачастую ассоциируются с такими чертами характера, как:
- Стрессоустойчивость – умение переносить действие стрессоров без вредных всплесков эмоций;
- Пунктуальность – умение выполнять свои обязательства вовремя;
- Аккуратность – любовь к чистоте, порядку и точности в делах;
- Доброжелательность – стремление человека быть открытым другим людям.
3. Навыки – это сформировавшиеся при неоднократном повторении автоматизированные компоненты деятельности. Иными словами, это действия, которые осуществляются без непосредственного участия сознания, т.е. то, что вы делаете на автомате, не задумываясь. Навыки бывают:
- Коммуникативные – например, умение договариваться, получать нужную информацию;
- Организаторские – умение работать в команде, объединять людей, распределять роли;
- Аналитические – умение разрешать проблемные ситуации, принимать разумные решения с учетом имеющейся информации.
4. Умения – способность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе полученных знаний и жизненного опыта. Например:
- Проводить собеседования;
- Работать с возражениями;
- Писать деловые письма;
- Организовывать мероприятия;
- Составлять сметы.
5. Знания – воспринятая, осознанная и зафиксированная в памяти информация в определенной области:
- Как сформировать команду;
- Как отвечать на возражения;
- Как проводить собеседования;
- Как составлять отчет;
- Как отбирать пробы.
Для наглядности приведу простой пример. Представьте, что вам нужно научиться водить автомобиль. Чтобы это сделать, сначала нужно получить необходимые знания: изучить правила дорожного движения и базовые знания управления автомобилем. После этого необходимо научиться управлять автомобилем: рулить, тормозить, включать поворотники, обращать внимание на знаки и дорожную разметку. А какие личностные качества нам помогут водить автомобиль? Стрессоустойчивость, ответственность, внимательность. Хорошо, а какие способности? Наблюдательность, быстрота реакций и принятия решений. Супер! Мы выучили правила, многократно управляли автомобилем на дороге и уже, не задумываясь, знаем, как принимать решения на дороге; автоматически определяем знак, его значение и понимаем, какое действие необходимо выполнить в определенной ситуации. Доведя действия до автоматизма, мы получаем навык вождения автомобиля!
Тогда, проанализировав, что такое компетенции, я прописала все знания, которыми хотела бы обладать. А уже, исходя из этого, расписала, что я должна уметь на практике. Таким образом, у меня сложилось понимание, какие в дальнейшем знания мне нужны для успешного достижения цели. Я оценила свои личностные качества и способности, а затем составила из этого таблицу. Спустя какое-то время я узнала, что такая модель в HR-сфере носит название «Матрица компетенций». Она представляет собой набор компетенций сотрудников организации, в которых зафиксирован перечень знаний, талантов, опыта определенного человека.
Эта ситуация, где я постоянно сравнивала себя с другими, помогла мне прийти к пониманию и осознанию своих компетенций! Такое понимание себя и своих возможностей легло в основу карьерного плана. Если у вас будет такая матрица компетенций, то сформировать свое видение и цель будет намного проще! Тогда вы будете чётко представлять, к чему стремиться и что для этого нужно делать. Это позволит вам равняться только на себя и свою цель. Зная и понимая конечную точку и маршрут, вы не смотрите по сторонам, кто куда идёт и не стремитесь за ними, лишь бы не отставать. «Матрица компетенций» помогает вам сосредоточиться на себе, своих знаниях и навыках, умениях и способностях, понять вашу уникальность.
Когда я собрала воедино всю информацию от реакции своего организма до компетенций, мне удалось сместить фокус на себя. Теперь я с уверенностью могу сказать, что после этого я стала эффективнее концентрироваться на целях и не растрачивать попусту свою энергию; перестала быть в постоянном сравнении себя с другими людьми и «участвовать в гонках» за лучшие результаты. Мне не приходится переубеждать себя и подавлять мысли, что кто-то лучше меня. Я сама для себя пример!
С тех пор, как однажды я попыталась создать группу, прошло немало времени. В прошлый раз у меня ничего не вышло, поскольку я действовала опрометчиво, больше полагаясь на эмоции. Однако сегодня я с уверенностью могу сказать, что проделала колоссальную работу над собой и теперь могу вернуться к выполнению той задачи более осознанно. Могу делиться с вами своим опытом и знаниями и быть человеком, который помогает мотивировать, направлять, наставлять. Ведь каждому из нас в жизни предстоит пройти этот путь. Путь познания себя.