3 июня 1928 года советский радиолюбитель Николай Шмидт поймал радиосигнал бедствия от экипажа дирижабля «Италия», потерпевшего катастрофу в Арктике - «Italie Nobile Fran Uosof Sos Sos Sos Sos Tirri teno EhH». Шмидт не мог расшифровать радиосигнал и послал его в Московское общество друзей радио.
В Москве поняли, что это сигнал от арктической экспедиции на дирижабле "Италия" под руководством итальянского дирижаблестроителя Умберто Нобиле.
Советские власти приступили к организации спасательной экспедиции.
Дирижабль потерпел катастрофу в районе земли Франца-Иосифа 25 мая 1928 года. Корпус обледенел и его масса повлекла дирижабль вниз. При крушении погибли шесть человек, 12 выжило. У них остались палатка, радиопередатчик, продукты.
При попытке спасти экспедицию Нобиле погиб норвежский полярник Руаль Амундсен:
Где Амундсен?
Осло, 18. Знаменитый исследователь полярных стран Фритиоф Нансен заявил сотрудникам газет, что, по его убеждению, Амундсена нет в живых. По мнению Нансена, надежды на спасение Амундсена чрезвычайно малы.
Единственным реальным спасителем могла стать советская сторона. К ней 11 июня обратилось правительство Италии. СССР согласился, выделил ледокол "Красин".
С 1926 года по международному соглашению СССР, США, Канада и Дания имели права на освоение Арктики. СССР на всю территорию арктических льдов от Чукотки до Северного полюса.
16 июня 1928 года ледокол "Красин" вышел из Ленинграда.
21 июня 1928 года дозаправился углем в норвежском порту Берген.
"Красин" мог развить высокую скорость - 15 узлов. Современный ледокол "Арктика" - скорость в 22 узла.
Еще один ледокол "Малыгин" отправился на поиски Нобиле. Но его зажали льды в Баренцовом море. У "Красина" во льдах, одну из лопастей винта оторвало. Идти дальше рискованно. Команда решила плыть.
Итальянцев обнаружил летчик Чухновский. Он вылетал с ледокола для разведки. При разведке налетел на торос и сломал шасси. Пришлось летчикам ждать вместе с итальянцами, пока их снимет ледокол. Однако Чухновский успел передать координаты.
"Красин" добрался до Чухновского с двумя итальянцами - Мариано и Цаппи. Они ушли из основного лагеря еще месяц назад.
13 июля 1928 года на ледоколе получили радиосигнал о том, что оставшиеся в основном лагере итальянцы видят их. Все спасены. Самого Нобиле и его собаку еще 23 июня 1928 года вывез итальянский пилот Умберто Маддалена. Остальных вывез ледокол "Красин".
Так, СССР помог итальянцам вывезти потерпевших аварию итальянских полярников. Это стало знаковой победой СССР. Весь мир понял, что советская власть в состоянии освоить просторы Арктики.
Статьи канала "История и культура Евразии" за декабрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы