Найти тему
CELLEON

БОККЕРИНИ - СОЗДАТЕЛЬ ВИОЛОНЧЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Научно-исследовательская работа

Музыка

БОККЕРИНИ – СОЗДАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ВИОЛОНЧЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Выполнил :

Фарулев Родион Валерьевич

Учащийся

Средней Специальной Музыкальной Школы Консерватории имени Римского-

Корсакова

Россия , г. Санкт-Петербург Руководитель: Дернова Елена Алексеевна заслуженный работник культуры

преподаватель Средней Специальной Музыкальной Школы при

Консерватории имени Римского-Корсакова

Россия г. Санкт-Петербург.

Введение

Боккерини – последний и наиболее яркий представитель старинной итальянский школы 18 века и создатель современной виолончельной школы. Как

один из основателей нового направления игры на виолончели, он значительно продвинул вперед

технику исполнения своего инструмента.

Виолончельные сочинения Боккерини , столь обогатившие репертуар этого инструмента , сыграли

очень большую роль в виолончельной практике того

времени и безусловно оказали влияние на таких мастеров , как Дюпор и Ромберг. Именно знаменитые

виолончельные концерты и сонаты Луиджи

Боккерини составили виолончельную школу. « В Испании долгое время на виолончель смотрели как на

инструмент аккомпанирующий, совсем, как контрабас. Виолончелисты изучали первые четыре позиции , и это было все , что им нужно было для оркестра» - пишут Ноге́ и Льеджуа. Будучи прекрасным виолончелистом , страстно любившим свой инструмент, Боккерини не хотел удовлетвориться функцией баса. Историки сообщают , что Боккерини был горячим сторонником правила Тартини , который говорил : «Кто хочет хорошо играть, должен хорошо петь». Всеобщее восхищение и восторг публики Боккерини возбуждал своим искусством заставить инструмент говорить. Утонченная нюансировка , которую мы находим в сочинениях Боккерини, указывает нам также на ту богатую палитру красок, которой он пользовался как исполнитель.

Основная часть.

Фронтиспис , работы Ришом .На современном Боккерини издании его квинтетов. «Богиня музыки отдает свой венок богине Фаме в благодарность за новое , доставленное ей сочинение Боккерини».
Фронтиспис , работы Ришом .На современном Боккерини издании его квинтетов. «Богиня музыки отдает свой венок богине Фаме в благодарность за новое , доставленное ей сочинение Боккерини».

Луиджи

Боккерини родился в Италии 19 февраля 1743 года в семье

контрабасиста. Луиджи был одаренным мальчиком и с детства испытывал особое влечение к виолончели. Его отец, Леопольд Боккерини , сам отличный музыкант, являлся первым их учителем. Свой первый сольный концерт юный виртуоз дал в церкви S. Crouse , в возрасте 13 лет. Он учится у Доменико Вануччи , в архиепископской семинарии. Успехи Луиджи были блестящими. В 1757 году Луиджи Боккерини отправляется в Рим. Очень скоро молодой Боккерини стал известен как виолончелист и композитор. «Он проявил свой гений оригинальными сочинениями , богатство и новизна форм которых , свежесть , грация и наивность мыслей возбудили общий энтузиазм» В 1762 году Боккерини возвращается в Лукку уже зрелым музыкантом и композитором. Здесь он основал первый в истории струнный квартет , выступавший с публичными концертами .В период с 1762 по 1768 г. Луиджи Боккерини концертирует с Филиппо Манфреди , его другом и земляком , по Северной Италии и к югу Франции. Настолько велик был успех сочинений Боккерини , можно судить по тому , что пишут Льежуа и Ноге:

«после исполнения их испрашивали , как величайшей милости, позволения скопировать несколько страниц. Слава о них успела дойти до

Парижа , еще до их прибытия. Выступившие здесь Боккерини и Манфреди были встречены очень горячо и получили единодушное признание. После этих выступлений два издателя , Шевардье и Венье , вызвались напечатать сочинения Боккерини и даже спорили об этой чести. Благородный композитор посвятил сборник квартетов Венье , а свои трио – Шевардье. В 1769 их приглашают в Мадрид. Тут разыгралась одна из обычных в то время трагедий. Карл Третий и принц астурийский , не в состоянии оценить талантливого композитора и виолончелиста , поддались наговорам хитрого и ловкого интригана - скрипача Брунетти , не без оснований опасавшегося конкуренции Боккерини. Боккерини был принят холодно , почти враждебно. Как простой и искренний человек , Боккерини , преклонявшийся перед любимым искусством ,не мог прийтись по вкусу реакционному двору Карла III, способствовавшему процветанию святой инквизиции. Но вскоре благодаря стараниям своего друга Манфреди , Луиджи Боккерини получает титул камерного композитора и виртуоза при дворе инфанта дона Луиса. До 1785 года Боккерини сочинял камерную музыку для придворных концертов. Центральное место среди камерных сочинений заняли квинтеты. В 1770 году Боккерини применяет неизвестную до него комбинацию инструментов , достигая высокого мастерства и удивительного звучания. Вот как Пико отзывается о первом квинтете Боккерини , написанном в 27 лет: «Это первое произведение наполнено красотами , свежесть и расцвет которых не могли потускнеть в течении 80 лет. В нем царит вдохновение , жар , энтузиазм , оригинальность форм и мелодии , которые не боятся времени и моды .Здесь имеется красота во всем своем значении , волнующая , оживляющая , трогательная. Надо сознаться , что ничто не предвещало подобного творчества , которое в истории искусства останется навсегда завоеванием гения». После смерти инфанта Луиджи Боккерини нашел себе покровителя – Фридриха Вильгельма Второго. Этот монарх любил музыку и оказывал поддержку многом музыкантам и венским классикам( Гайдну , Моцарту и Бетховену). Все последующие сочинения посвящены прусскому королю , в том числе 12 виолончельных концертов с оркестром. По причине здоровья Боккерини возвращается в Испанию , куда докатилась волна французской революции. Несмотря на тяжелую болезнь и нужду , композитор работает с увлечением. Он посвящает свои 12 квартетов Люсьену Бонапарту, брату Наполеона и знакомится с маркизом Бенавентом и благодаря ему даже получил возможность слушать свои произведения дважды в неделю. Именно ему мы обязаны появлением квартетов с гитарой. Но под влиянием политических обстоятельств доходы иссякли. Боккерини, страшась надвигающихся событий , решает покинуть Испанию , но он не располагал необходимыми средствами для поездки. Жившие в Мадриде французы решили помочь ему и делегировали к Боккерини Софи Гайль. Хотя она и многим помогла заброшенному 70 - летнему композитору ,заплатив его долги и окружив заботой , после ее отъезда Боккерини опять остался в нужде. Умер Боккерини 28 мая 1805 году . « Он был , конечно , одним из выдающихся инструментальных композиторов своего отечества – Италии… Италия ставит его наравне с Гайдном , а Испания предпочитает его немецкому маэстро , которого там находят слишком ученым. Франция высоко чтит его , а Германия знакома с ним слишком мало. Но где его знают , умеют наслаждаться и ценить , в особенности мелодическую часть его сочинений , там любят и высоко чтут. Он писал до конца своей жизни , и еще недавно в Париже появились его квартеты и квинтеты. Количество его сочинений очень велико. Особенную заслугу по отношению к инструментальной музыке Италии , Испании и Франции он приобрел себе тем , что он был первым написавшим там квартеты , нашедшие себе всеобщее распространение, в которых все голоса написаны , как облигатные» - пишет Allgemeine Musikzeitung , посвятившая ему некролог. «Кроме того он раньше был великолепным виолончелистом , который очаровывал при помощи несравненного тона и выразительного пения на своем инструменте…» Ряд обстоятельств позволяет предположить , что Боккерини имел учеников. Знаменитый виолончелист , несмотря на то , что был единственным в Мадриде виртуозом на виолончели , как известно , испытывал материальную нужду и , по всей вероятности , давал уроки знатным любителям и немногочисленным тогда в Мадриде оркестрантам. Педагогические устремления Боккерини проявлялись также в несомненно имевшем место его руководстве квартетными исполнителями . А. Буше , будучи превосходным солистом , получил наставления Боккерини в квартетной игре. Картье рассказывает об органисте Вердье , который был учеником , другом и врачом Боккерини. Далее , маркиз Бенавенте , когда - то оказавший покровительство Боккерини , упоминая о существовании бюста композитора , говорит , что он был преподнесен маэстро его учениками. Следует отметить , что учениками часто называли себя и последователи его школы. Но очевидно , что нельзя ограничивать понятие школы наличием методического труда или известных нам непосредственных учеников. Если представлять школу как определенную исполнительско – педагогическую систему , сыгравшую известную роль в дальнейшем развитии техники данного инструмента , то Боккерини должен войти в историю развития виолончельного искусства , с одной стороны , как последний и наиболее яркий представитель старой итальянский школы 18 века и как один из основателей нового направления в игре на виолончели, очень сильно двинувший вперед технику своего инструмента – виолончели.Руководство Камбини для игры на скрипке представляет для нас большой интерес , так как он был близок с Боккерини и проникся его устремлениями и исполнительским стилем, играя с ним в одном квартете.«Я предполагаю , что исполняя фразу , человек , думая лишь о механике пальцев и смычка , вытягивает и толкает каждую ноту с равной силой , которая производит однообразный и всегда громкий звук. Такой способ интерпретации привел бы к ничего неозначающему шуму…Исполните фразу следующим образом , усиливая и уменьшая звук соответственно указаниям . Главным образом , думайте о том , что хотите меня взволновать…наэлектризуйте ваши руки огнем этой мысли…пусть ваш смычок будет вашим языком и вашей физиономией , пусть он говорит мне: Как! Вы знаете , что я невинен , вы видите , что несчастен , и не удостаиваете меня утешением! Тогда , - сильно взволнованные сами энергией этой выразительной мольбы , - продекламируйте фразу , как я вам ее нотирую:

В таком случае вы будете иметь удовольствие видеть вашего слушателя взволнованным , недвижимым и готовым забыть все , чтобы вас слушать.» Этот эпизод рисует нам Боккерини именно как представителя нового выразительного стиля. Об этом нам говорит и стремление автора « убедить нас и растрогать , видеть слушателя взволнованным». «Если артист , сам растроганный , пожелает в свою очередь растрогать и остальных , он должен уметь выразить все движения сердца одними звуками» - пишет Маттесон. Игра Боккерини трогала и волновала публику , и она в ней действительно находила изображение « движения сердца» В Париже, выступая в салоне барона Багге ,он не только превзошел всех своей выразительностью в исполнении , но «чувством и грацией» тронул сердца слушателей , которые оживленно ему аплодировали. Публика , по выражению Глюка , «была покорена». «Кроме его огромных заслуг как композитора , отметим , что в прежнее время он был превосходным виолончелистом , который восхищал своей игрой на этом инструменте благодаря несравненному качеству звука и трогательной выразительности в игре.» (некролог, Лейпцигская музыкальная газета.) Боккерини не выносил резкости в исполнении , и часто его партнеры по ансамблю останавливались возгласом: Больше масла, друзья мои , больше масла! Применяя много красочных приемов( флажолеты , ponticello ,pizzacato), он всецело подчиняет содержанию произведения и пользуется ими для усиления выразительности. О техническом мастерстве Боккерини дают представления не только его сольные произведения , но и партии виолончели в ансамблях. Он использует виолончель как совершенно равноправный инструмент и ставит в квинтетах «виртуозные задания» перед обоими виолончелистами. Он требует от них свободного владения верхними позициями хорошо развитой техники смычка. Широкое применение получила у Боккерини ставка , которая использовалась в дискантовом и скрипичном ключе. В Allegro концерта C-dur Боккерини использует все 5 ключей , но в дальнейшем упрощает нотное письмо , упразднив альтовый и дискантовый ключи. Это упрощение , имеющее немалое значение , использует Ромберг в своей «Школе» и сочинениях. Этот способ нотации сохранился и используется по сей день.

Заключение

Трудно переоценить значение Боккерини в истории виолончельного искусства. Обогатив своими концертами и сонатами крайне скудный сольный репертуар виолончели, он завершает важнейшую эпоху итальянской виолончельной школы , и является основателем современной техники инструмента. Виолончельное творчество Боккерини по сей день заслуженно стоит в ряду лучших образцов классического искусства. Его произведения украшают концертные программы начинающих виолончелистов , и выдающихся исполнителей мировой сцены.

Список литературы

1. Л.Гинзбург «Луиджи Боккерини» , издательство «Искусство» , 1938 год

2. Музыкальный словарь Гроува

-3