Найти в Дзене

Забытая обитель в Карелии недалеко от Онежского озера – альтернатива Валааму и Соловкам

Как говорится, не все знают, посещая Валаамский монастырь на островах посреди Ладожского озера или Соловецкую обитель на островах в Белом море или музей-заповедник деревянного зодчества Кижи на Онежском озере, что совсем рядом находится место расположения «младшего брата» Соловков и Валаама. Увы, одна из крупнейших на Русском Севере старообрядческих общин не дожила до нашего времени.

Где вы были 8 лет, или Соловки не сдаются!

Эта история началась в период борьбы российских властей с представителями так называемой старой веры. Крупнейший православный монастырь на Русском Севере в течение 8 лет (в 1668-76 годах) выдерживал осаду царского войска, отказываясь принять церковную реформу.

Душевный документальный фильм о Соловках.

Легендарный Соловецкий архипелаг расположен всего в 160 км от Северного Полярного круга и, помимо прочего, отличается огромным количеством озер – их здесь около 600!

Соловецкий архипелаг на современной карте.
Соловецкий архипелаг на современной карте.

В 1429 году поморы Герман и Савватий основали на горе, получившей название Секирной, первую келью, положившую начало знаменитой обители.

Соловецкий архипелаг на современной карте.
Соловецкий архипелаг на современной карте.

Также в XV веке Герман и Зосима возвели деревянный храм, ставший первым предшественником Спасо-Преображенского собора.

Икона «Соловецкая обитель» («Богоматерь Боголюбская с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими»), вторая половина XVII века.
Икона «Соловецкая обитель» («Богоматерь Боголюбская с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими»), вторая половина XVII века.

В конце XVI века монастырь был обнесен внушительной крепостной стеной толщиной у основания до 5-6 м и высотой до 8-11 м из ледниковых валунов весом до 11 тонн!

Икона «Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких», конец XVII века.
Икона «Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких», конец XVII века.

Православные традиции глубоко укоренились на берегах Белого моря, о чем и сегодня красноречиво свидетельствуют сохранившиеся образцы церковного искусства XVI-XVII веков, такие как монументальные образы иконостаса Спасо-Преображенского собора в составе Соловецкой обители.

Возглавие митрополита Филиа из Соловецкого монастыря, резьба и золочение по граниту, XVI век.
Возглавие митрополита Филиа из Соловецкого монастыря, резьба и золочение по граниту, XVI век.

В ней также имелась обширная библиотека, в которой работали высокообразованные книжники-писатели.

«Голгофский крест с терновым венцом и орудиями Страстей», мастерские Соловецкого монастыря, резьба и роспись темперой по дереву, вторая половина XVIII века.
«Голгофский крест с терновым венцом и орудиями Страстей», мастерские Соловецкого монастыря, резьба и роспись темперой по дереву, вторая половина XVIII века.

Настоящая духовная элита страны отрицательно восприняла церковную реформу патриарха Никона. В конце октября 1657 года на Соловки привезли первые новопечатные книги.

Вторая и третья челобитные соловецкого келаря Азарии и архимандрита Никанора с братией с подписями участников царю Алексею Михайловичу. Сборник с «Историей об отцах и страдальцах соловецких» Семена Денисова, рубеж XVIII- IХ веков. «Голгофский крест с терновым венцом и орудиями Страстей», мастерские Соловецкого монастыря, резьба и роспись темперой по дереву, вторая половина XVIII века.
Вторая и третья челобитные соловецкого келаря Азарии и архимандрита Никанора с братией с подписями участников царю Алексею Михайловичу. Сборник с «Историей об отцах и страдальцах соловецких» Семена Денисова, рубеж XVIII- IХ веков. «Голгофский крест с терновым венцом и орудиями Страстей», мастерские Соловецкого монастыря, резьба и роспись темперой по дереву, вторая половина XVIII века.

Монастырские книжники сочли их не схожими с древними, и в июне 1658 года черный собор обители постановил отказаться от новых книг и не причащаться у священников, которые станут по ним служить.

Соборный приговор соловецких иноков с подписями участников о непринятии новопечатных книг. 8 июня 1658 года.
Соборный приговор соловецких иноков с подписями участников о непринятии новопечатных книг. 8 июня 1658 года.

Ни светские, ни духовные власти из центра государства никак не могли склонить к реформе соловецких старцев. Их челобитные царю Алексею Михайловичу с прошениями сохранить в обители «предания преподобных чудотворцев Зосимы и Савватия» также оставались без ответа.

Первая челобитная соловецких иноков с подписями участников царю Алексею Михайловичу о сохранении прежних церковных чинов. 14 февраля 1666 года.
Первая челобитная соловецких иноков с подписями участников царю Алексею Михайловичу о сохранении прежних церковных чинов. 14 февраля 1666 года.

В 1666-1667 годах было составлено и отослано несколько челобитных, причем пятая от 22 сентября 1667 года содержала развернутые доказательства истинности старых обрядов и получила широкое распространение среди русских староверов.

Монахи против служилых людей

Дело закончилось Соловецким восстанием и многолетней осадой обители. Из исторических документов известно, что возглавлявший осаду воевода И.А. Мещеринов в 1675 году жаловался «в центр» на недостаток стрельцов и боеприпасов. А в 1676 году он сообщал Алексею Михайловичу о сопротивлении монахов служилым людям, все же захватившим обитель.

Книжная миниатюра с изображением осады Соловецкого монастыря.
Книжная миниатюра с изображением осады Соловецкого монастыря.

Жестокие расправы воеводы над насельниками монастыря и мародерство привели к заведению против него особого дела по расследованию его противозаконных поступков. И.А. Мещеринов захватил и присвоил в обители книги, иконы, церковную и хозяйственную утварь, денежную и даже пушечную казну.

Часть участников восстания была отправлена в ссылку, причем также из документов известно, что в августе 1676 года воевода Пустозерского острога П.Г. Львов сообщал царю о неимении у него тюрьмы для размещения восставших.

Монастырское общежитие – не такие, как все

Однако вскоре был создан один из крупнейших центров старообрядчества – Выго-Лексинское Поморское общежительство. Осенью 1694 года Андрей Денисов (князь Андрей Дионисиевич Мышецкий) и церковный дьяк Даниил Викулин родом из заонежского поселения Шуньга по благословению инока Корнилия, имевшего тесные связи с пустозерскими заключенными, основали так называемую киновию – общежитийный (мужской и женский) Выгорецкий монастырь. Он получил свое название по Выговской пустыни вдоль течения реки Выг и ее притока речки Лексы к северо-востоку от Онежского озера.

Изображение Выгорецкого общежитийного монастыря. Выго-Лекинское общежительство, первая половина XIХ века.
Изображение Выгорецкого общежитийного монастыря. Выго-Лекинское общежительство, первая половина XIХ века.

Насельниками обители становились местные крестьяне – потомки поморов и других субэтносов русского народа, которые возникли по итогам славянской колонизации здешних земель.

Финно-угорские народности (карелы, вепсы, чудь заволочская) на Русском Севере.
Финно-угорские народности (карелы, вепсы, чудь заволочская) на Русском Севере.

В результате векового смешения новгородских колонистов с финно-угорскими народностями (карелов, вепсов, чуди заволочской) на Русском Севере возникли очень своеобразные группы русской нации, такие как пудожане и заонежане.

Шведская интервенция в XVII веке.
Шведская интервенция в XVII веке.

Все они имели особенные характеристики, длительное время отличавшие их от жителей центральных регионов Московского государства, а затем и Российской империи.

Фактически колонизация здешнего края российскими властями началась лишь в XVII веке с возведением крепости в Олонце (рядом с юго-восточным берегом Онежского озера), которому был присвоен статус города, и образованием Олонецкой губернии.

Со временем к выговцам добавились насельники из Новгорода, Архангельска, Великого Устюга и д.

Маленький северный рай…

Выгорецкая обитель вначале относилась к Обонежской пятине (Олонецкий уезд). Сейчас она больше известна как Выго-Лексинский старообрядческий монастырь. Староверы традиционно считали, что обитель продолжает дело Соловецкого монастыря в борьбе против церковных реформ. Среди отцов-основателей обители были священноинок Пафнутий Соловецкий, соборные старцы Герман и Геннадий и иные выходцы с Соловков. Именно Пафнутий установил на Выге общежитие и церковную службу по чину и уставу Соловецкой обители.

Родословное древо Андрея и Семена Денисовых. Выго-Лексинское общежительство, первая половина XIХ века.
Родословное древо Андрея и Семена Денисовых. Выго-Лексинское общежительство, первая половина XIХ века.

Всего за 4 года количество выговских насельников увеличилось с 40 до 2000 человек. Вначале обитель была разделена на две половины – мужскую и женскую, а в 1706 году ее перенесли на новое место поблизости на речке Лексе.

Медные золоченые складни выгоцев XVIII века.
Медные золоченые складни выгоцев XVIII века.

Настоятельницей стала сестра Андрея Денисова - Соломония. Вокруг еще с 1670-х годов было множество скитов, где допускалось проживание семьями.

-20

Однако в самой обители мужская и женская части жестко разделялись, осуждались всяческие излишества, даже в украшении икон, практиковался отказ от личного имущества.

«Голгофские кресты» XVIII-XIХ веков из Выговской пустыни.
«Голгофские кресты» XVIII-XIХ веков из Выговской пустыни.

В периоды приближения царских войск некоторые староверы, не желая попадать в мир «антихриста», устраивали самосожжения (например, в 1687-88 годах). Местные старообрядцы не только практиковали особые варианты таинства Крещения и обряда погребения, но и не имели молений за царя – по тем временам невиданная крамола!

Неурожаи и голод приводили к попыткам переселения в 1705-13 годах в Поморье или Каргополь. Но уже к концу XVIII века Выговская обитель располагала обширными пашнями, двумя мельницами, поголовьем скота, рыбными и звериными морскими промыслами в Поморье, вела торговлю зерном с Поволжьем, поставляя его на север и в Санкт-Петербург. Выговцы, будучи рудознатцами, были приписаны ко вновь созданным Олонецким горным заводам.

В обители функционировали различные ремесла, создавались иконы, картины маслом и книги с миниатюрами. Кроме иконописи, существовала школа литья медных икон, воспитывались свои певцы и чтецы.

-24

Была собрана огромная библиотека рукописных и старопечатных книг. Возникла своя собственная литературная школа, восходящая к древнерусской стилистике плетения словес.

Что немцу хорошо, то русскому смерть

Но государство не дремало. В 1737 году выговцы были вынуждены принять моление за царя. Вскоре по доносу началась работы следственной комиссии, которая заключила в Шуньге заложников из числа обитателей монастыря.

Однако новый импульс обители придали пожертвования московского купца-старообрядца А. Борисова и петербургского купца Ф.К. Долгого, которые имели своих последователей из зажиточной части русского купечества. Поморские общины рудознатцев возникали на Урале и в Сибири, например, выговцы Семеновы служили приказчиками у А.Н. Демидова.

С обителью покончил российский император немецкого происхождения – Николай Первый (также известный тем, что он позорно проиграл Крымскую войну). В 1837 году по его указу были запечатаны часовни и вышел запрет принимать в обители выходцев без паспортов из других губерний.

Затем было запрещено звонить в колокола и создавать и распространять книги. В 1848 году были отняты земельные владения, а к 1855 году обитель окончательно прекратила свое существование, так как ее обитателей попросту выселили, а в 1860-х годах вывезли имущество.

Времена и эпохи

Сейчас на месте обители располагается деревня Данилово, и о былых постройках можно догадаться разве что по рельефу местности. Посетить это место теперь стоит просто для того, чтобы почтить память несомненно талантливой и такой особенной части русского народа.

Место расположения Выговской обители на современной карте (Данилово).
Место расположения Выговской обители на современной карте (Данилово).

Сюда логичней всего добираться на автомобиле из Медвежьегорска, где по пути имеет смысл осмотреть отлично сохранившийся финский укрепрайон в скалах.

Место расположения Выговской обители на современной карте (Данилово).
Место расположения Выговской обители на современной карте (Данилово).

Также по дороге – музей Беломоро-Балтийского канала и печально известное захоронение жертв НКВД в урочище Сандармох, исследователь которого Юрий Дмитриев уже в наши дни сильно пострадал от потомков палачей сталинской эпохи.

-32

И, конечно, обязательно стоит посетить знаменитые онежские петроглифы тысячелетней давности.

Местный сувенир - фигурка из шунгита - особого вида камня из Шуньги.
Местный сувенир - фигурка из шунгита - особого вида камня из Шуньги.

В заметке использованы материалы Национального музея Республики Карелия в Петрозаводске и выставки "От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества" в московском музее-заповеднике Коломенское, а также фото из личного архива автора.

Также на канале:

Рускеала – как в Карелии раскрутили туристический объект «с нуля»
Записки путешественника30 августа 2020
Кто живет на даче Винтера? (Кооператив «Озеро» - современная версия)
Записки путешественника28 мая 2021