Обычно английский язык в школе не считается чем-то эффективным. Люди повально критикуют школьный английский, считая его пустой тратой времени. Результат ведь налицо: из одиннадцатиклассников почти никто не говорит свободно на иностранном языке. Почему так происходит?
Цели школьного курса
1. Практическая
Сюда относится сам иностранный язык. Все те компетенции, которыми должен овладеть ребенок в соответствии с темами, представленными в программе. Сюда можно отнести: умение работать с книгой и с дополнительными материалами; овладение фонетической, лексической, грамматической базами; навык использования современных технологий в обучении и т.д. Обычно нигде не говорится, до какого языкового уровня должна довести школа ребенка. Есть список лексических и грамматических тем, которыми нужно овладеть для успешной аттестации. Нигде не обещают, что ребенок достигнет уровня носителя. Но оно и не нужно. Люди забывают, что даже лингвистическая школа будет общеобразовательной. Да, на английский будет уделяться больше времени, но там будут присутствовать те же предметы: физика, химия, физкультура и т.д. Школа социализирует и учит определенным навыкам. Она дает возможность попробовать ребенку поработать со множеством областей, чтобы найти себя. Значит, и английский язык представлен в качестве ознакомительного курса.
2. Общеобразовательная
Цель, которая плавно вытекает из предыдущей. За курс школьного английского ребенок расширяет кругозор, он учит не только язык, но и узнает много нового о другой культуре, лингвистике, истории.
3. Воспитательная
Цель, на которую незаслуженно закрывают глаза, не понимая, зачем ее достигать. Школьный английский формирует у ребенка уважительное отношение к другой нации, культуре, народу, предупреждает появление этноцентризма в сознании детей, прививает толерантность и т.д. Таким образом прививается интернациональная этика, которая необходима хотя бы для того, чтобы спокойно общаться в классе, где есть люди из других стран или субъектов РФ.
4. Стратегическая
В ходе курса должна начать свое формирование вторая языковая личность. Это, опять же, не говорит о том, что ребенок должен овладеть языком на уровне носителя. Любая языковая личность формируется всю жизнь, школа лишь закладывает базу и основу.
Исходя из целей, можно сделать вывод, что школа не стремится довести ребенка до уверенного С2. Задача школы – поставить ребенку лингвистическую и культурную базу. А если ребенку действительно нравится язык, то он сам сможет начать заниматься языком дополнительно. Школа научит ребенка обращаться со словарем, работать с учебниками и т.д.
Школа ничему не учит, не выполняет своих целей
В большинстве случаев школа выполняет свою функцию. Примеры в стиле «сын моего друга так и не смог выучить, у моей сестры была плохая учительница, а моя вообще ко мне придиралась» – это субъективный опыт, и он не может расцениваться как полноценный аргумент. Есть статистика оценок, есть статистика общего уровня знания других языков среди населения. Если ее открыть, то вы весьма удивитесь, что во многих субъектах РФ самым популярным вторым языком будет не английский и китайский, а карельский, татарский, башкирский и т.д. Школа должна подстраиваться и под эти языки, особенно там, где складывается ситуация билингвизма. Ребенку, живущему среди двух разных культур, третий язык будет даваться легче, но у него появятся типичные проблемы билингвов: уровень двух языков отличается, и ребенок не может обсудить некоторые темы на одном из этих языков.
Обычно английским языком занимаются 3 раза в неделю по 40-45 минут. Для эффективного и быстрого изучения языка этого времени очень мало. Если бы ребенок занимался один на один с преподавателем, то этого времени вполне бы хватило, у ребенка появился бы прогресс. Но если считать в общем, то в классе сидит 20-30 человек. Значит, за урок на ребенка выделяется примерно 2 минуты времени – 6 минут в неделю. Результат утрированный, но на деле ребенок эффективно улавливает информацию тогда, когда все внимание посвящено именно ему. На уроке дети часто отвлекаются, разговаривают между собой и т.д. Из-за этого учителям приходится по десять раз повторять одну и ту же тему. В школе работают над всеми аспектами языка: фонетика, аудирование, чтение, грамматика, письмо и т.д. Но времени на их освоение очень мало. Именно поэтому на один урок может уходить целая неделя и больше.
Несмотря на эти факторы, дети приобретают навыки обращения с иностранным языком, впитывают другую культуру. Обычно школьная база запоминается надолго. И многие слова вы будете помнить именно из школьной программы. Редки случаи, когда ребенок приходит к репетитору с нулевым уровнем. Обычно дети уже обладают каким-то словарным запасом, могут строить простые предложения и худо-бедно читать.
Школа редко меняет учебники, а значит, что со второго по одиннадцатый класс дети будут заниматься по одной серии учебников. Там будут встречаться те же слова, которые были изучены раньше, тем самым ребенок ими пользуется, повторяет, и они постоянно на виду. У ребенка есть все ресурсы, чтобы выучить язык.
Основная проблема школы в том, что учителя слишком перегружены документацией и проведением различных мероприятий. Поэтому учитель по английскому вынужден тратить время не на язык, а на отчетность. Отсюда можно посчитать, сколько уроков пропадает из-за праздников, болезней, соревнований и т.д. Нельзя всю ответственность перекладывать на школу. Ребенок должен работать и дома, это прописано в любом школьном уставе. Домашнее задание – это обязанность любого учащегося. Если ребенок работает, то и учитель будет давать ему больше внимания, делиться дополнительным материалом и всячески его поддерживать.
***Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и комментарии. Стараюсь отвечать на все ваши вопросы.***
За дополнительной информацией о лингвистике подписывайтесь на группы в ВК:
Практическая (английский язык) - https://vk.com/club213182071
Теоретическая (о моих полиглотских буднях) - https://vk.com/public213871192
Читайте также:
Как преодолеть языковой барьер?
Как найти носителя языка?
Английский за 3 месяца