Найти тему
FrenLing

С какого возраста нужно учить иностранный язык?

«Иностранный язык легче всего выучить в детском возрасте» – такую фразу слышал каждый. Как эксперты, так и обычные люди устали ее опровергать. Но нельзя полноценно утверждать, что взрослым проще выучить язык. Какая же версия верна?

Особенности изучения языков в разном возрасте

1. Процесс запоминания проходит иначе

Что касается иностранных языков: если отсутствует языковая среда, в которой постоянно должны находится дети, то запоминание новых слов дается намного тяжелее, чем взрослым. Несмотря на это, ресурс памяти у детей обычно больше. Почему же ребенок не способен запоминать много иностранных слов, как взрослый?

Во-первых, взрослый человек обладает информацией об окружающем мире. Дети могут запомнить слово, но значения многих слов они просто не смогут понять, соответственно, не смогут их использовать в своей речи.

Во-вторых, взрослые, которые могут изучать по 25 новых слов в день, умеют проводить ассоциации со знакомыми словами, умеют структурировать информацию, а значит, могут эффективно запоминать и использовать информацию. Образованный человек видит однокоренные слова, понимает словообразование и т.д., до 12-14 лет многие слова, даже с одним корнем будут восприниматься, как отдельные лексемы.

2. Изучаются разные темы

В силу образования взрослые люди быстрее схватывают простые вещи, поэтому то, на что ребенок тратит целый год в школе, взрослый может освоить за месяц. И это не проблема школьного образования, а нормальный темп изучения для школьника.

Для взрослого человека важно быстрее выучить все основные темы, чтобы изучать то, что может пригодиться в работе: экономику, политику, литературу, историю и т.д. Детям это не нужно, именно поэтому они в прекрасном возрасте, чтобы освоить базу.

3. Изучение языка длится долгое время

Даже если слова запоминаются легче в детстве, это не значит, что ребенок выучит язык за два года, даже находясь в другой стране. Ребенок выучит язык ровно до уровня своего сознания. До своего предела он сможет дойти быстро, но дальнейшее изучение растянется до 18-20 лет, когда сформируется полное понимание мира.

У взрослых процесс тоже будет длиться долго, но взрослый человек будет подстраивать язык под свои нужды, а не подстраиваться под язык, как это делают дети.

4. Разная лингвистическая база

Вернее, её отсутствие у детей. Детям сложнее объяснить грамматику, потому что они не понимают ее в математическом смысле. Они изучают ее натуральным методом, что почти невозможно сделать во взрослом возрасте. Намного проще заучить таблицу спряжений, отработать ее и научиться правильно применять, чем долго пытаться понять разницу между правильными и неправильными глаголами в обычной речи и разговорных упражнениях. Первоклассник не знает, что такое глагол и существительное в родном языке. Даже если он учил какие-то правила, он объясняет это простыми словами, не понимая всех аспектов, которые может затронуть часть речи. Выпускник же имеет представление о грамматической системе. А значит, ему легче понять структуру английского языка.

5. Мотивация

У детей почти нет мотивации к изучению иностранного языка. Если ребенок не попадает в другую страну, где язык нужно учить, чтобы существовать, то единственная мотивация – это интерес. Для ребенка иностранный язык является чем-то новым и непонятным, что знает не каждый взрослый, а тем более почти никто из его возрастной группы. Поэтому он учит язык, если ему интересно. Мотивация никогда не будет зависеть от оценок. Ребенок не станет сам изучать язык ради пятерки в году – это прихоть родителей. Если ребенок не хочет изучать, то никто его не заставит.

У подростков и взрослых мотивация постоянно меняется. Обычно это нужно для работы, путешествий, брака, переезда и т.д. Любой человек может потерять желание к изучению языка, но, когда обстоятельства прижмут, взрослый человек начнет изучать хотя бы ради нормального заработка.

6. Разговорная практика

Не многие люди могут найти себе носителя для практики языка. А детям сделать это почти невозможно. Не многие захотят общаться с ребенком, кроме того, полно психически нездоровых и опасных людей, чье негативное влияние ребенок отследить просто не в состоянии. Поэтому до определенного возраста иностранный язык находится в замороженном состоянии. Некоторые люди так и не решаются начинать практиковать язык.

7. Своеобразие уроков

Ребенок не способен высидеть академический час. Ребенок не станет тратить два часа своего дня на чтение скучной книги, часть из которой он не способен понять в силу возраста. За 45 минут обычного урока почти невозможно объяснить и отработать тему. Поэтому большая часть материала идет на дом. Взрослый же вполне может изучать язык целый день: он может слушать подкасты, смотреть видео, читать более серьезные и интересные книги, писать упражнения и т.д.

Главное же отличие состоит в том, что взрослый человек может заниматься сам, а ребенку даже на выполнение домашнего задания необходим хотя бы минимальный контроль.

В каком возрасте лучше начинать изучать язык?

Язык можно начинать учить с любого возраста, все зависит от цели и мотивации. Но лучше всего начинать в 14-16 лет, когда у подростка уже сложилось представление о русском языке и грамматике, сформировались мировоззрение и кругозор. В этом возрасте ресурсы памяти и энергии работают лучше всего. Если ребенок заинтересован, то он вполне может выучить язык в короткие сроки.

Но также не стоит забывать, что предела не существует. Язык можно учить в любом возрасте: никогда не поздно и не рано. Единственное на что будет влиять возраст – качество изучения. Не всегда можно доучить язык до высокого уровня.

Не стоит забывать и о том, что язык может учить не каждый. А иногда то, до чего вы не дошли в раннем возрасте, вы сможете понять в более позднем, имея определенный опыт. Поэтому, если язык у ребенка «не идет», то не нужно его заставлять.

В некоторых случаях язык можно сравнить с математикой. Зачем мне учить математику, если я хочу быть историком? Потому что математика, как и язык, развивает аналитическое мышление и логику. Поэтому раньше в школах учили латынь и древнегреческий. Эти языки содержат в себе множественные формы спряжений, склонений, наклонений и т.д. Чтобы перевести предложение на латыни, нужно, как в математике, пользоваться формулами, дабы определить, что и к чему относится.

***Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и комментарии. Стараюсь отвечать на все ваши вопросы.***

За дополнительной информацией о лингвистике подписывайтесь на группы в ВК:

Практическая (английский язык) - https://vk.com/club213182071

Теоретическая (о моих полиглотских буднях) - https://vk.com/public213871192

Читайте также:

Как бороться с языковым барьером?

Как читать книги на иностранном языке?

Плюсы и минусы адаптированной литературы