Сегодня, пожалуй, расскажу вам, дорогие читатели, об этой картине Константина Маковского и покажу несколько ее подражаний. Можно, конечно, спорить на тему подражания это или повторения, плагиат или другие художники просто вдохновились работой русского живописца. Но мое дело - показать вам другие картины очень схожие по композиции и сюжету, а решать являются ли они плагиатом или нет - будете вы сами.
Биографию Константина Маковского, я уже не раз рассказывал, поэтому не буду останавливаться на ней в этот раз. Это не первый случай, когда художник обращается к сюжетам из крестьянской жизни. Очевидно, что эта тема была близка живописцу, он много путешествовал по стране, видел и зарисовывал жизнь и быт простых людей. Картина написана в 1872 году - тогда еще в творчестве Маковского преобладали идеи передвижничества, которые сблизили его с сокурсниками, устроившими бунт против Академии, в результате которого впоследствии и возникнет Товарищество передвижных художественных выставок.
Где-то в в таких поездках Маковский и вообразил эту сцену, когда босоногая крестьянская девочка с собранными грибами, завязанными в передник и с младшим братом за спиной, спасается от надвигающийся бури. Девочка одета просто - домотканая рубаха и длинный сарафан, платок от бега сбился и почти не покрывает голову, на шее - простенькие бусы. Пейзаж весь пропитан скорым ненастьем - сильный ветер и стремительно приближающиеся серо-лиловые тучи.
Как вспоминал сам художник, в одной из его поездок по Тамбовской губернии, он увидел большеглазую девочку, которой предложил написать ее портрет. Однако, в назначенный день она так и не пришла, а прибежавший ее младший брат поведал художнику, что накануне они ходили за грибами и их настигла гроза. Девочка схватила брата и побежала домой, но при переходе через небольшое болотце упала, вся промокла и теперь вот заболела - поэтому не пришла на позирование. Зато именно эта история мальчика и легла в основу сюжета картины Константина Маковского. К сожалению, саму девочку художник так потом и не смог найти, о чем писал в письмах своему брату.
А теперь перейдем собственно к повторениям. Первое - кисти французского художника Бугро, писавшего картины в основном в жанре академизма, который в те времена уже считался устаревшим - становились все более популярны символизм и импрессионизм. Еще он известен большим количеством работ в жанре "ню", что вкупе с ревностным следованием академизму долгое время подвергалось критике. Удивительно, но при таких предпочтениях и крестьянская тема у Бугро присутствовала, правда, скорее в духе сентиментализма, а не живописания тяжелого крестьянского труда, как это было у другого французского художника тех времен Жана Милле.
Далее у нас идет малоизвестный австрийский художник Эрнст Новак. После обучения живописи в Италии и Баварии, он закончил Академию изобразительных искусств в Вене, где в итоге и поселился. В основном писал жанровые картины, на которых изображал сцены из крестьянской и буржуазной среды, часто изображал монахов и выпивающих людей различных сословий - забавный выбор сюжетов, ничего не скажешь.
И последнее "повторение", вероятнее всего, является фальсификацией, но приведу его, потому как эта информация в интернете есть, а значит есть люди, которые могут в это поверить. Легенда гласит, что в 1955 году во время посещения СССР глава Северной Кореи Ким Ир Сен посещал Москву, в частности, Третьяковскую галерею, где и увидел работу Константина Маковского. Хрущеву корейский лидер высказал мысль, что, мол, корейские дети не побежали бы от грозы, а встретили бы ее лицом к лицу. На что советский лидер пообещал эту идею реализовать. Это было поручено советскому художнику Виктору Дерюжкину, который выполнил работу, добавив в композицию полотна собаку породы пхунсан, выведенную именно в северокорейском государстве.
На следующий год после визита Ким Ир Сена, ему торжественно вручили картину в советском посольстве (послом А. Догаевым) в столице Северной Кореи. Там она с тех пор и находится, в постоянной экспозиции Пхеньянского народного музея социалистического творчества. Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что посла такого в КНДР никогда не было, да и самого музея с таким названием там тоже нет. Вот такой вот забавный фейк, который разошелся по интернету в больших количествах. Надо сказать, что он вполне выдержан в духе тех времен, наверное, поэтому так легко было в него поверить.
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.