Найти в Дзене
История живописи

"Дети бегущие от грозы" Маковского и ее подражания

Сегодня, пожалуй, расскажу вам, дорогие читатели, об этой картине Константина Маковского и покажу несколько ее подражаний. Можно, конечно, спорить на тему подражания это или повторения, плагиат или другие художники просто вдохновились работой русского живописца. Но мое дело - показать вам другие картины очень схожие по композиции и сюжету, а решать являются ли они плагиатом или нет - будете вы сами.

Биографию Константина Маковского, я уже не раз рассказывал, поэтому не буду останавливаться на ней в этот раз. Это не первый случай, когда художник обращается к сюжетам из крестьянской жизни. Очевидно, что эта тема была близка живописцу, он много путешествовал по стране, видел и зарисовывал жизнь и быт простых людей. Картина написана в 1872 году - тогда еще в творчестве Маковского преобладали идеи передвижничества, которые сблизили его с сокурсниками, устроившими бунт против Академии, в результате которого впоследствии и возникнет Товарищество передвижных художественных выставок.

Где-то в в таких поездках Маковский и вообразил эту сцену, когда босоногая крестьянская девочка с собранными грибами, завязанными в передник и с младшим братом за спиной, спасается от надвигающийся бури. Девочка одета просто - домотканая рубаха и длинный сарафан, платок от бега сбился и почти не покрывает голову, на шее - простенькие бусы. Пейзаж весь пропитан скорым ненастьем - сильный ветер и стремительно приближающиеся серо-лиловые тучи.

"Дети, бегущие от грозы", К.Е. Маковский, 1872. Третьяковская галерея, Москва.
"Дети, бегущие от грозы", К.Е. Маковский, 1872. Третьяковская галерея, Москва.

Как вспоминал сам художник, в одной из его поездок по Тамбовской губернии, он увидел большеглазую девочку, которой предложил написать ее портрет. Однако, в назначенный день она так и не пришла, а прибежавший ее младший брат поведал художнику, что накануне они ходили за грибами и их настигла гроза. Девочка схватила брата и побежала домой, но при переходе через небольшое болотце упала, вся промокла и теперь вот заболела - поэтому не пришла на позирование. Зато именно эта история мальчика и легла в основу сюжета картины Константина Маковского. К сожалению, саму девочку художник так потом и не смог найти, о чем писал в письмах своему брату.

А теперь перейдем собственно к повторениям. Первое - кисти французского художника Бугро, писавшего картины в основном в жанре академизма, который в те времена уже считался устаревшим - становились все более популярны символизм и импрессионизм. Еще он известен большим количеством работ в жанре "ню", что вкупе с ревностным следованием академизму долгое время подвергалось критике. Удивительно, но при таких предпочтениях и крестьянская тема у Бугро присутствовала, правда, скорее в духе сентиментализма, а не живописания тяжелого крестьянского труда, как это было у другого французского художника тех времен Жана Милле.

"Прелестная ноша", Вильям-Адольф Бугро, 1895.
"Прелестная ноша", Вильям-Адольф Бугро, 1895.

Далее у нас идет малоизвестный австрийский художник Эрнст Новак. После обучения живописи в Италии и Баварии, он закончил Академию изобразительных искусств в Вене, где в итоге и поселился. В основном писал жанровые картины, на которых изображал сцены из крестьянской и буржуазной среды, часто изображал монахов и выпивающих людей различных сословий - забавный выбор сюжетов, ничего не скажешь.

"На спине", Э. Новак, год написания не известен. Годы жизни художника 1851-1919.
"На спине", Э. Новак, год написания не известен. Годы жизни художника 1851-1919.

И последнее "повторение", вероятнее всего, является фальсификацией, но приведу его, потому как эта информация в интернете есть, а значит есть люди, которые могут в это поверить. Легенда гласит, что в 1955 году во время посещения СССР глава Северной Кореи Ким Ир Сен посещал Москву, в частности, Третьяковскую галерею, где и увидел работу Константина Маковского. Хрущеву корейский лидер высказал мысль, что, мол, корейские дети не побежали бы от грозы, а встретили бы ее лицом к лицу. На что советский лидер пообещал эту идею реализовать. Это было поручено советскому художнику Виктору Дерюжкину, который выполнил работу, добавив в композицию полотна собаку породы пхунсан, выведенную именно в северокорейском государстве.

"Корейские дети, смело встречающие капиталистическую грозу", В.И. Дерюжкин, 1956.
"Корейские дети, смело встречающие капиталистическую грозу", В.И. Дерюжкин, 1956.

На следующий год после визита Ким Ир Сена, ему торжественно вручили картину в советском посольстве (послом А. Догаевым) в столице Северной Кореи. Там она с тех пор и находится, в постоянной экспозиции Пхеньянского народного музея социалистического творчества. Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что посла такого в КНДР никогда не было, да и самого музея с таким названием там тоже нет. Вот такой вот забавный фейк, который разошелся по интернету в больших количествах. Надо сказать, что он вполне выдержан в духе тех времен, наверное, поэтому так легко было в него поверить.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.