Найти тему
Т-34

Дети Мамкина

ПРИКАЗ ВОЙСКАМ ПЕРВОГО ПРИБАЛТИЙСКОГО ФРОНТА

21 апреля 1944 года

От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество НАГРАЖДАЮ:

Гвардии лейтенанта Мамкина Александра Петровича, летчика 105-го отдельного гвардейского авиационного полка Гражданского воздушного флота орденом «Красное Знамя»

...Как опытный летчик, на невооруженном самолете Р-5 совершает боевые вылеты по связи с партизанами на дальние расстояния. Перелетая за линию фронта и пролетая над вражеской территорией, неоднократно подвергался обстрелу зенитной артиллерией противника и атакам вражеских истребителей... Проявляя спокойствие и хладнокровие, всегда выходит из-под обстрела... Не имеет ни одного случая возврата, невыполнения боевого задания... В феврале и марте месяце 1944 года совершал по 3-4 боевых вылета в ночь с посадкой у партизан... Доставил партизанам 9055 кг боеприпасов, 41 чел. военнослужащих, вывез 113 раненых партизан...

Достоин награждения орденом «Красное Знамя»...

Так как Александр Мамкин был представлен к ордену 8 апреля 1944 года, то, последний его подвиг, который 28-летний летчик совершил в ночь с 10 на 11 апреля, не был отражен в наградном листе.

В ту апрельскую ночь Мамкин должен был эвакуировать последнюю партию детей-сирот из Полоцкого детского дома, которых фашисты хотели использовать как доноров крови. Сирот не успели вывезти в 1941 году, и среди них были дети родителей, которых гитлеровцы казнили за связи с партизанами.

Чтобы спасти детей от неминуемой гибели, в феврале 1944 года бойцы партизанского отряда имени Щорса провели уникальную операцию: над деревней Бельчицы кружили советские самолеты, отвлекая внимание гитлеровцев, а партизаны тем временем выводили детей. Так и ушли не сделав ни единого выстрела.

Весной 1944 года детдомовцев начали вывозить в тыл. Эвакуация была поручена 105-му отдельному гвардейскому авиаполку Гражданского воздушного флота.

В ночь на 11 апреля самолет Мамкина в очередной раз прибыл за детьми. Это был его девятый рейс.

В небольшой самолет Р-5 погрузили 10 детей, двух раненых и воспитательницу Валентину Степановну Латко.

Вот, что она вспоминала о том полете:

«Только мы сели в самолет, — поднялись. Слышим, — выстрелы по самолету. И так мы летели некоторое время. Вдруг самолет пошел на приземление прыжками. Летели дети: девять человек и один мальчик из старшей группы — Володя Шашков.

Он выскочил и кричит:

— Валентина Степановна, мы горим!

Мы начали оттаскивать детей быстренько, выхватывать. И уже, когда выхватывали, на некоторых детях уже горела одежда. И когда мы только оттащили, взорвался бак и всем пламенем охватило самолет.

Мы стали искать, где летчик. Стали смотреть вокруг самолета. И, в метрах тридцати от самолета увидели обгорелого летчика Мамкина Сашу. У Мамкина горели руки, лицо, все горело. Сам погиб, а мы остались все в живых.

Летчика Мамкина никогда не забудем...»

Шашков Володя (о нем говорила в своих воспоминаниях В. С. Латко) был единственным из пассажиров самолета, кто мог наблюдать за происходящими событиями весь полет и он в 1979 году оставил рукописные воспоминания о том дне, в которых подробно описал весь полет.

Спасенные дети...

Владимр Шубин работал на заводе в Минске, Анна Шевцова — медсестрой, Анатолий Латко — ремонтником локомотивов, Маргарита Яцунова трудилась в Полоцке, а Семен Корсиров — моряком...