Найти тему
Компас экономики

ДТП с электросамокатами дают импульс регулированию

С приходом погожих летних дней на тротуарах, в скверах и парках во много раз увеличивается число людей, разъезжающих с ветерком на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности. Порой такая езда приводит к столкновениям с печальными последствиями для здоровья, а то и жизни. Обычно пострадавшей стороной оказываются не гонщики на самокатах, а пешеходы, мирно идущие по своим делам и не ожидающие внезапного наезда бесшумного средства передвижения с мотором.

Новостные сводки последних дней изобилуют такого рода сообщениями. В столичном районе Ивановское мужчина на электросамокате сбил 83-летнюю женщину. Пострадавшую увезли в больницу с переломами черепа, рёбер и ноги, но врачам не удалось спасти её жизнь. Курьер Delivery Club на электровелосипеде сбил в центре Москвы экс-главреда глянцевого журнала о моде Vogue Алёну Долецкую. У женщины диагностировали закрытый перелом руки, а виновник с места происшествия скрылся. В городе Вольск Саратовской области 16-летний подросток на электросамокате сбил 5-летнюю девочку, в результате чего она получила серьёзные травмы головы.

К печальной статистике приводит, с одной стороны, высокая скорость передвижения и, с другой стороны, отсутствие какого-либо регулирования движения на электросамокатах: на них может ездить кто угодно и где угодно с риском для себя и окружающих. Справедливости ради надо заметить, что многие компании аренды электросамокатов установили ограничения по скорости до 25 километров в час и до 15 км/ч — в так называемых "медленных зонах", но это мало улучшает общую картину. По данным МВД, за прошлый год отмечено 672 аварии с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), что на 70% больше в сравнении с 2020-м годом. В итоге 704 человека были ранены и 20 погибли.

В различных странах мира пришли к выводу о необходимости установить правовые требования к пользователям самокатов, гироскутеров, моноколёс и прочих персональных средств передвижения. В Китае, где водителей электросамокатов стало уже больше, чем обычных пешеходов, нашли "соломоново решение": для них почти везде проложили отдельные дорожки. В Германии электросамокаты должны иметь расчетную скорость от 6 до 20 км/ч, ездить в населённых пунктах по велополосам, кроме того предполагается наличие обязательного страхования гражданской ответственности водителя. Изменениями в дорожном кодексе Франции от 2019 года движение по тротуару с использованием двигателя запрещено. На дорогах с активным пешеходным движением нельзя превышать скорость 8 км/ч, а на автомобильных дорогах — 20 км/ч. В Италии в людных зонах разрешено развивать не больше 6 км/ч, зато на дорогах — все 30, только нужны права специальной категории, которые выдают с 14 лет.

Своё веское слово в решение проблемы пожелали внести и наши МВД и Минтранс, которые разработали правила дорожного движения для электросамокатов и других СИМ. Авторы правовой инициативы предложили установить максимальную скорость для движения самоката по тротуару или парку 25 км/ч. Лицам старше 14 лет можно будет ездить по обочине или по правому краю дороги со скоростью до 60 км/ч. Критики данного проекта считают, что при таких скоростях не получится снизить ДТП ни на тротуарах, ни на дорогах.

В мае стало известно о новой инициативе, с которой выступили Минцифры и Мэрия Москвы. Предлагается принять новый ГОСТ, который установит требования к СИМ, ввезённым в Россию. Ограничения скорости приближены к тем, что практикуют в вышеназванных странах Европы: в целом до 25 км/ч, а в парках — до 6 километров в час. Эксперты прогнозируют, что при таком повороте дел следует ожидать сокращения моделей и подорожания электросамокатов, поскольку не все иностранные поставщики захотят подстраиваться под новые российские правила. У прокатчиков есть немало вопросов к технической и организационной стороне реализации предложенного проекта. В любом случае, учитывая взрывной рост использования современных средств индивидуальной мобильности, без установления каких-то правовых рамок, наверно, не обойтись.

Друзья, если вас заинтересовала тема данной статьи, подписывайтесь и делитесь своим мнением в комментариях!