Предыдущие части: IЧасть 1I Чачть2 I
В январе 2017 г. ЦРУ опубликовало серию документов о своей деятельности относительно Советского Союза в период с 1940 по 1990 гг. Среди прочих был опубликован и так называемый «Список Лэнгли», в котором содержались имена российских ведущих конструкторов и военных инженеров, находящихся под пристальным контролем американской разведки. Среди прочих в нем значится и Игорь Бережной. Однако этот список был далеко не просто перечнем фамилий. В «Списке Лэнгли» есть и подробное описание «Глиссады» - той самой уникальной системы посадки самолетов, над которой работал Бережной. К документу прилагается и карта секретного объекта по разработке системы, находившегося в г. Куйбышев, где работал Бережной.
Но что самое удивительно - это отчет о слежке за Бережным – американцы следили за ним с 1969 г., т. е. за несколько лет до того, как он изобрел систему посадки самолетов.
Получается, что один из ведущих авиаконструкторов СССР был под прицелом чужих спецслужб в течение долгих лет. И, возможно, не только он один, но и Валентин Сафронов, занимавшийся в Куйбышеве аэрокосмическим лазером. Напомним, Сафронова нашли п𝑜в𝑒ш𝑒𝐻𝐻ы𝑀 в центре Москвы. Что это было – тщательно спланированное 𝔂бий𝓬т𝓫𝓸 свидетеля или просто у конструктора не выдержали нервы?
Ответить на эти вопросы следователям помогает так называемая странгуляционная борозда – след от 𝚢д𝚢ⲱ𝚎𝙷ия петлей. Важная деталь: когда человек ⲃⲉⲱⲁⲉтⲥя сам, странгуляционная борозда обычно остается на шее наискось, примерно под углом 45 градусов. Если же человека з𝑎д𝑦𝑤или петлей, а затем инсценировали 𝖼𝖬𝖾𝗉ть, то она отпечатывается равномерно горизонтально. В случае с Сафроновым след от петли не был ни горизонтальным, но и не под косым углом. Было нечто среднее, отчего у оперативников возникла версия, что кто-то это сделал специально, чтобы запутать следствие. И тогда смерть ученого – дело рук больших профессионалов.
В 90-е в России на ученых и чиновников из авиационной отрасли уже не покушались. Иностранные компании нашли возможность уничтожать своих конкурентов на рынке авиапрома рыночными способами. Для этого авиапредприятиям просто перекрывали финансовый кислород.
Вот это британский авиакосмический журнал Flight International. Стоит отметить, что на сегодняшний день это самое старое издание подобной тематики в мире и крайне авторитетное. Так вот, в 1996 году здесь была опубликована статья, в которой по поводу Ил-96 было сказано следующее: «Авиакомпания России должна получить миллиард долларов от экспортно-импортного банка США для закупки самолетов Ил-96». Но против кредита начинают резко выступать корпорации Боинг и американская авиастроительная компания Макдоналд Дуглас, обратившись в Госдеп США. В итоге кредит русским так и не дали. Но кто же стоял за этими компаниями и помогал убирать с рынка Ил-96?
Как позже выяснится, сообщниками убийц проекта по поставкам российских Ил-ов в Соединенные Штаты оказались люди не только по ту сторону океана, но и в самой России.
Боинг через своих агентов влияние в американском правительстве, а те – через своих агентов влияние в российском правительстве сделали все, чтобы российский авиапром приказал долго жить»
В то время в российском обществе случился радикальный крен в сторону западных технологий. Все – от министра до кухарки – свято верили, что все иностранное лучше всего отечественного. Эти заблуждения активно навязывались с экранов и газетных страниц. И в Правительстве, ориентируясь на заграницу, вроде бы хотели как лучше. Получалось как всегда. В подтверждение этих слов важная улика того времени: заявление Егора Гайдара, главы Правительства, которое начало стремительно менять все родное на заграничное: «Зачем нам самолеты? Если потребуется, то купим Боинги и будем на них летать». Но если это были только слова, то следующее заявление стало настоящим руководством к действию:
И, хотя эти письмо формально касалось только Ту-204, в крутое пике после этого документа отправилась практически вся гражданская авиация страны. Сами министры и советники, возможно, и не преследовали каких-то корыстных целей, но ловкие чиновники на местах и на закупочных бюджетах, воспользовавшись такой установкой, тут же включили свой процент в крупные авиационные сделки, особенно после того, как тогдашний глава правительства подписал распоряжение об освобождении ввезенных в Россию иностранных самолетов от всех налогов.
В итоге самолетные заводы рухнули и до сих пор никак подняться не могут. Даже знаменитое КБ Туполева к 1997 году под тяжестью долгов вынуждено было начать продажу строений и оборудования. Теперь на месте тогдашнего Ту - элитный жилой комплекс, а на месте бывшего КБ Яковлева - гостиница с рестораном. В начале 2000-х под угрозой уничтожения оказался весь бывший советский авиапром и последняя его разработка – новейший Ил-96, тот самый самолет, что незадолго до развала СССР был главной сенсацией на авиасалоне в Ле-Бурже. Спасать лайнер пришлось приказом президента.
Президент России – не единственный национальный лидер, летающий на Ил-96. Теперь этот лайнер использует и глава Кубы. Неожиданно для себя иностранным авиагигантам, уже было праздновавшим свою победу над конкурентами из России, пришлось заново вступать в холодную авиавойну, в которой, как и в далеких 70-х, первыми в атаку пошли представители прессы.
Вот на этом кадре португальского фотографа-любителя Мигеля Клаудио самолет президента России запечатлен в момент, когда он не смог оторваться от взлетно-посадочной полосы. Это произошло 29 сентября 2004 года в международном аэропорту Лиссабона. По одной из версий, в воздухозаборник левого двигателя попал голубь, после чего самолет окутало облако дыма и он прекратил свой разбег. Западная же пресса тут же раздула это вполне рядовое летное происшествие до размеров катастрофы. Но кто стоял за этой информационной кампанией?
Ни в одном западном издании не было сказано, что за всю историю эксплуатации самолета Ил-96 произошло всего 3 ЧП. А вот для сравнения статистика Боинг-737, история которого насчитывает 215 катастроф и аварий, в которых в общей сложности погибли более 5 500 человек. Важная деталь - больше 20% катастроф Боинга вызвано отказом двигателя, что ведет к прекращению полета. И тут у Ил-96 есть неоспоримое преимущество: он способен лететь с двумя двигателями из четырех.
Впрочем, в последние годы ветер все-таки начал дуть в попутном направлении для отечественной авиации, и в конце 2020 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полет нового российского самолета МС-21-310, оснащенного новыми российскими двигателями ПД-14. А вслед за ним на стабильную маршевую высоту выходят и самолеты КБ Илюшина Ил-114-300.
Казалось, что наследие великой авиационной державыудалось спасти, но тут неожиданно выяснилось, что львиную долю комплектующих новейших российских самолетов делают за рубежом. Приходится смириться с тем, что Россия уже никогда и близко не сможет приблизиться к тем показателям авиастроения, какими обладал Советский Союз.