Найти в Дзене
NOIR

«Ил» против «Боинга»: Как уничтожали отечественный авиапром и Кто открыл настоящую охоту на советских ученых [Часть 3]

Предыдущие части: IЧасть 1I Чачть2 I

В январе 2017 г. ЦРУ опубликовало серию документов о своей деятельности относительно Советского Союза в период с 1940 по 1990 гг. Среди прочих был опубликован и так называемый «Список Лэнгли», в котором содержались имена российских ведущих конструкторов и военных инженеров, находящихся под пристальным контролем американской разведки. Среди прочих в нем значится и Игорь Бережной. Однако этот список был далеко не просто перечнем фамилий. В «Списке Лэнгли» есть и подробное описание «Глиссады» - той самой уникальной системы посадки самолетов, над которой работал Бережной. К документу прилагается и карта секретного объекта по разработке системы, находившегося в г. Куйбышев, где работал Бережной.

Но что самое удивительно - это отчет о слежке за Бережным – американцы следили за ним с 1969 г., т. е. за несколько лет до того, как он изобрел систему посадки самолетов.
Получается, что один из ведущих авиаконструкторов СССР был под прицелом чужих спецслужб в течение долгих лет. И, возможно, не только он один, но и Валентин Сафронов, занимавшийся в Куйбышеве аэрокосмическим лазером. Напомним, Сафронова нашли п𝑜в𝑒ш𝑒𝐻𝐻ы𝑀 в центре Москвы. Что это было – тщательно спланированное 𝔂бий𝓬т𝓫𝓸 свидетеля или просто у конструктора не выдержали нервы?
Ответить на эти вопросы следователям помогает так называемая странгуляционная борозда – след от 𝚢д𝚢ⲱ𝚎𝙷ия петлей. Важная деталь: когда человек ⲃⲉⲱⲁⲉтⲥя сам, странгуляционная борозда обычно остается на шее наискось, примерно под углом 45 градусов. Если же человека з𝑎д𝑦𝑤или петлей, а затем инсценировали 𝖼𝖬𝖾𝗉ть, то она отпечатывается равномерно горизонтально. В случае с Сафроновым след от петли не был ни горизонтальным, но и не под косым углом. Было нечто среднее, отчего у оперативников возникла версия, что кто-то это сделал специально, чтобы запутать следствие. И тогда смерть ученого – дело рук больших профессионалов.

В 90-е в России на ученых и чиновников из авиационной отрасли уже не покушались. Иностранные компании нашли возможность уничтожать своих конкурентов на рынке авиапрома рыночными способами. Для этого авиапредприятиям просто перекрывали финансовый кислород.

-2

Вот это британский авиакосмический журнал Flight International. Стоит отметить, что на сегодняшний день это самое старое издание подобной тематики в мире и крайне авторитетное. Так вот, в 1996 году здесь была опубликована статья, в которой по поводу Ил-96 было сказано следующее: «Авиакомпания России должна получить миллиард долларов от экспортно-импортного банка США для закупки самолетов Ил-96». Но против кредита начинают резко выступать корпорации Боинг и американская авиастроительная компания Макдоналд Дуглас, обратившись в Госдеп США. В итоге кредит русским так и не дали. Но кто же стоял за этими компаниями и помогал убирать с рынка Ил-96?
Как позже выяснится, сообщниками убийц проекта по поставкам российских Ил-ов в Соединенные Штаты оказались люди не только по ту сторону океана, но и в самой России.

Боинг через своих агентов влияние в американском правительстве, а те – через своих агентов влияние в российском правительстве сделали все, чтобы российский авиапром приказал долго жить»
В то время в российском обществе случился радикальный крен в сторону западных технологий. Все – от министра до кухарки – свято верили, что все иностранное лучше всего отечественного. Эти заблуждения активно навязывались с экранов и газетных страниц. И в Правительстве, ориентируясь на заграницу, вроде бы хотели как лучше. Получалось как всегда. В подтверждение этих слов важная улика того времени: заявление Егора Гайдара, главы Правительства, которое начало стремительно менять все родное на заграничное: «Зачем нам самолеты? Если потребуется, то купим Боинги и будем на них летать». Но если это были только слова, то следующее заявление стало настоящим руководством к действию:

-3

И, хотя эти письмо формально касалось только Ту-204, в крутое пике после этого документа отправилась практически вся гражданская авиация страны. Сами министры и советники, возможно, и не преследовали каких-то корыстных целей, но ловкие чиновники на местах и на закупочных бюджетах, воспользовавшись такой установкой, тут же включили свой процент в крупные авиационные сделки, особенно после того, как тогдашний глава правительства подписал распоряжение об освобождении ввезенных в Россию иностранных самолетов от всех налогов.

В итоге самолетные заводы рухнули и до сих пор никак подняться не могут. Даже знаменитое КБ Туполева к 1997 году под тяжестью долгов вынуждено было начать продажу строений и оборудования. Теперь на месте тогдашнего Ту - элитный жилой комплекс, а на месте бывшего КБ Яковлева - гостиница с рестораном. В начале 2000-х под угрозой уничтожения оказался весь бывший советский авиапром и последняя его разработка – новейший Ил-96, тот самый самолет, что незадолго до развала СССР был главной сенсацией на авиасалоне в Ле-Бурже. Спасать лайнер пришлось приказом президента.

Президент России – не единственный национальный лидер, летающий на Ил-96. Теперь этот лайнер использует и глава Кубы. Неожиданно для себя иностранным авиагигантам, уже было праздновавшим свою победу над конкурентами из России, пришлось заново вступать в холодную авиавойну, в которой, как и в далеких 70-х, первыми в атаку пошли представители прессы.

Ил-96 Президента РФ Владимира Путина в Лиссабоне 29 сентября 2004 г.
Ил-96 Президента РФ Владимира Путина в Лиссабоне 29 сентября 2004 г.

Вот на этом кадре португальского фотографа-любителя Мигеля Клаудио самолет президента России запечатлен в момент, когда он не смог оторваться от взлетно-посадочной полосы. Это произошло 29 сентября 2004 года в международном аэропорту Лиссабона. По одной из версий, в воздухозаборник левого двигателя попал голубь, после чего самолет окутало облако дыма и он прекратил свой разбег. Западная же пресса тут же раздула это вполне рядовое летное происшествие до размеров катастрофы. Но кто стоял за этой информационной кампанией?

Ни в одном западном издании не было сказано, что за всю историю эксплуатации самолета Ил-96 произошло всего 3 ЧП. А вот для сравнения статистика Боинг-737, история которого насчитывает 215 катастроф и аварий, в которых в общей сложности погибли более 5 500 человек. Важная деталь - больше 20% катастроф Боинга вызвано отказом двигателя, что ведет к прекращению полета. И тут у Ил-96 есть неоспоримое преимущество: он способен лететь с двумя двигателями из четырех.

Впрочем, в последние годы ветер все-таки начал дуть в попутном направлении для отечественной авиации, и в конце 2020 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полет нового российского самолета МС-21-310, оснащенного новыми российскими двигателями ПД-14. А вслед за ним на стабильную маршевую высоту выходят и самолеты КБ Илюшина Ил-114-300.

МС-21
МС-21

Казалось, что наследие великой авиационной державыудалось спасти, но тут неожиданно выяснилось, что львиную долю комплектующих новейших российских самолетов делают за рубежом. Приходится смириться с тем, что Россия уже никогда и близко не сможет приблизиться к тем показателям авиастроения, какими обладал Советский Союз.