Найти тему

Нарушение речи у младших школьников

Оглавление

Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами и имеют различный характер, по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

У школьников отмечаются бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, несформированность фонематического восприятия, нарушения звукопроизношения. Это может привести к тому, что дети не смогут четко, полно и правильно излагать мысли.

Многие недостатки речи могут быть вызваны следующими явлениями: неправильное строение или нарушение подвижности органов речи, снижение слуха или зрения, нарушения нервной системы у детей. В других случаях недостатки речи являются следствием педагогической запущенности: с ребенком мало общались, окружающие близкие имеют плохую речь, на нарушение которой не обращали внимание, считая его обычной «детскостью» речи. Вовремя не преодоленные фонетические своеобразия детской речи в школьном возрасте уже имеют устойчивый характер и труднее поддаются коррекции, так как у ребенка сформировался и закрепился навык неправильного произношения звуков.

Выделяют следующие речевые нарушения у школьников: 1) фонетическая или фонетико-фонематическая недостаточность (механическая и функциональная дислалии, ринолалия и дизартрия); 2)общее недоразвитие речи (алалия, ринолалия, дизартрия); 3)нарушение темпо-ритмической организации речи (несудорожные и судорожные нарушения –заикание невротического и неврозоподобного характера); 4)расстройства письменной речи (чтение и письмо).

Нарушения письма и чтения у школьников достаточно распространенное явление, обусловленное нарушениями устной речи, несформированностью языковых обобщений: фонематических, морфологических, синтаксических.

Дети с речевыми нарушениями, не имевшие достаточного речевого общения, не усвоившие в дошкольном возрасте процесс обучения грамоте по анализу и синтезу языкового материала (звуковой состав, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь), становятся неуспевающими.

Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребенка, у которого должны быть развиты все стороны личности. Причиной неуспеваемости ребенка в школе может быть недоразвитие любой сферы (умственной, эмоционально-волевой, речевой, практически-действенной).

В зависимости от степени тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают логопедическую помощь. Наряду с восполнением в развитии речи у ребенка формируются полноценные знания, умения и навыки в области родного языка.

Важным является развитие речевой активности школьников. Дети даже с незначительными нарушениями речи порой отличаются пониженной коммуникабельностью. В связи с этим на занятиях с логопедом создаются разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Работа ведется над всеми звеньями процесса порождения речевого высказывания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется предвосхищение его конечного результата, их учат планировать, отбирать лексику, знакомят с грамматическим структурированием, операциями контроля. Детей учат рассуждать и давать развернутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникативной и обобщающей функции речи.

Коррекционная работа с детьми проводится в разных формах: индивидуальная, фронтальная, подгрупповая. На занятиях с логопедом у детей уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа по формированию словаря, грамматического строя, развития связной речи, и, коррекции чтения и письма.

Дифференцированный подход в логопедической работе учитывает различные варианты неполноценности компонентов речевой системы и неречевых процессов и функций, которые обуславливают нормальный процесс овладения чтением и письмом. Работа в этом случае направлена на формирование речевой и психологической готовности к овладению грамотой, если это не было достигнуто в дошкольном возрасте.

У большинства детей с нарушениями речи выявляется недифференцированное представление о речевой действительности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготовности к овладению письменной речи.

Формирование навыков и умений овладения речью у детей происходит только на основе речевой практики, поэтому большое внимание в период обучения уделяется специально организованной речевой практике. Благодаря речевой практике у детей увеличиваются возможности для самостоятельного накопления словарного запаса в условиях речевого общения.

Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смысла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у детей младшего школьного возраста формируется монологическая речь. Дети учатся отбирать языковые средства для построения высказывания. Лексическая работа тесно взаимосвязана с работой по формированию и коррекции грамматического строя речи, с уточнением звукопроизношения и коррекцией его нарушений.

С детьми младшего школьного возраста проводится работа по овладению словами более сложной слоговой структуры. Дети учатся вслушиваться в звуки речи, различать в ней гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, сравнивать слова по звукам, определять наличие и место звука в слове, различать ударные и безударные гласные, определять словесное и логическое ударение. В процессе логопедического воздействия дети приобретают ориентировку в звуковом строе речи, овладевают правильным звукопроизношением и звукоразличением.

Работа с учащимися младших классов ведется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. При этом учитывается, что ведущим видом деятельности у детей становится уже не игровая, а учебная деятельность.