Разница между уникальным решением и серийным
В моей практике работы (программирование и Планфикс) очень часто встречается миф, что мы вот тут что-то сделаем за Х денег, а потом пойдем продавать другим готовенькое. И, мол, это все делают, потому мы не хотим платить вам полную цену и за свой счет снабжать рынок решением.
Спешу расстроить всех последователей этой идеи - это практически невыполнимая задача в большинстве случаев.
Дело в том, что когда фича делается только под вас, то она является частью цепочки ваших процессов. Она обвешана проверками, допущениями, нюансами, которые помогает срезать углы при разработке решения для вас.
У другого клиента процесс может быть выстроен совершенно по-другому, даже если это абсолютно стандартизированная услуга на рынке. И просто скопировать решение не получится, с ним надо будет повозиться, убрать половину кода, написать вторую с перламутровыми пуговицами.
Въедливый читатель скажет:
- Ага, вот вы на 2-5-10 так обкатаете, все варианты соберете и вот тут начнете зарабатывать!
Увы, обрастая 10 вариантами “Если” на каждом из участков кода/endpoint коих тоже может быть не 10, а больше, мы получаем вариативность в тысячи комбинаций параметров, которые далеко не всегда можно предусмотреть.
Чтобы превратить уникальную наработку в сериализируемое решение, надо провести много изысканий, а пото отбросить лишнее, оставив ядро концепции, чтобы уже отдельно дорабатывать с каждым клиентом под его процессы.
Беспокойный читатель тут опять вскинет бровь, но прошу ее опустить назад. Ядро системы - это набор инструментов, который поможет нам сказать только одну фразу:
- Да, у нас есть опыт в такой отрасли, и есть такая наработка, ускоряющая нашу работу.
Ускорение идет только в том, что стороны тратят меньше времени на базовые концепции и переходят к нюансам. Так появляется специализация.
Но каждый участник процесса в 99% случаев не остановится на голом ядре, ему придется дорабатывать систему самостоятельно или при помощи специалиста.
Исключение - новички в отрасли, которые опыта не имеют. Им любая готовая концепция в стиле “Купи и начни бизнес” пойдет. Но мы же взрослые ребята и знаем, что это продлится недолго, и каждый клиент такого бизнеса очень быстро начнет привносить нюансы в свое обслуживание, что заставит вас изменять собственный инструментарий.
Хотите поспорить? Тогда посмотрите на рынок 1С. Бух.учет практически не меняется 30 лет, вендор 1С постоянно дорабатывает свои коробочные решения по свой стандарт. Казалось бы, зачем что-то перепрограммировать, если все оперативно готовится?
Тем не менее хороших 1С-ников не найти, они постоянно при деле и бизнесу самого разного пошиба нужны доработки.
Хотя набор услуги “Сдать отчетность” и “Заплатить налоги” стандартизирован очень сильно.
Потому я из года в год повторяю, что если у вас есть “Хочу” в отношении своих инструментов заработка, то у вас должна быть стабильная статья расходов на сопровождение реализации, как на аренду, уборщицу и ФОТ своей команды.