История проекта. Новые очистные сооружения получит небольшой городок на севере Свердловской области - Краснотурьинск благодаря слаженной и усердной работе ГК “Роксбер”.
Очистные сооружения - объект высокой ответственности. Неверно принятое решение может привести к экологическому бедствию. Поэтому прежде, чем приступить к созданию проекта, мы изучили климатические и экологические условия, характеристики и объем стоков.
Также мы учли следующие аспекты при проектировании объекта:
- Экологический аспект - отсутствие негативного воздействия на окружающую среду.
- Социальный аспект – возможность увеличения приема стоков в соответствии с перспективным развитием города.
- Технический аспект – работоспособность объекта с применением энергоэффективных и экологических технологий.
- Экономический аспект – сбалансированная стоимость капитальных вложений и эксплуатационных затрат.
Принимая во внимание все условия технической задачи, мы рекомендовали Заказчику отказаться от типовых решений с применением блочного оборудования заводской готовности (было предусмотрено ТЗ) и выполнить индивидуальный проект, где каждый элемент технологии подбирается согласно технических расчетов. Такой проект обеспечит эффективность и надежность объекта.
Для размещения технологического оборудования разработали производственное здание из металлокаркаса и сэндвич панелей, в целях уменьшения металлоемкости здания.
Основные характеристики объекта:
- Производительность ОС - 1400 м3/сут.
- Производственное здание - 1500 м2.
- Производительность КНС - 190 м3/час.
- Мощность газовой котельной - 450 кВт.
- Электрическая мощность -230 кВт.
- Сметная стоимость - 320,6 млн. руб.
- Теплоснабжение - газовая котельная.
- Пожарный запас воды - 2х60 м3.
- Электроснабжение - ТП.
Данный проект позволил полностью автоматизировать все технологические процессы:
- 1. Линии механической очистки.
- 2. Линии биологической очистки.
- 3. Блок доочистки и обеззараживания сточных вод.
- 4. Блок механического обезвоживания осадков.
Объект соответствовал современным стандартам проектирования, экологической и пожарной безопасности и получил положительное заключение государственной экспертизы.
На этой оптимистичной ноте можно было бы закончить эту статью, ведь сложилось впечатление, что разработка этого проекта прошла четко, по плану, легко и в удовольствие. Но мы хотим приоткрыть “завесу тайны” и рассказать, чего на самом деле стоил данный проект для команды ГК “Роксбер”.
Обратная сторона проекта:
Нет аванса. Оплату за выполненные работы производят только после полного выполнения работ. Трудиться пришлось на голом энтузиазме, с использованием собственных средств.
Сезон закрыт – время упущено. Первым шагом и одновременно препятствием стал сбор ИРД исходно-разрешительной документации, для которого необходимо было провести инженерные и археологические изыскания. Сезон данных работ на тот момент был уже закрыт и пришлось ждать следующего года.
Просрочено разрешение, нет статистики. Дальше требовалось собрать данные по стокам - их характеристики. Статистика по предыдущим годам практически не велась, что сильно усложнило процесс. А разрешение на сброс очищенных стоков в водный объект и вовсе было просрочено.
Эти трудности мы преодолели, подготовили документацию и зашли на государственную экспертизу, которую пройти с первого раза оказалось нереальной задачей….
Проблемы, вскрывшиеся в ходе экспертизы:
- Выбранный участок оказался в карстовой зоне и зоне подтопления, требовались сложные и дорогостоящие дополнительные специальные исследования - геофизика и гидрогеология. Это долго и в отведенные сроки не уложиться.
- Технологические решения очистки стоков, которые мы выполнили согласно ТЗ, требовали подтверждения. Производитель оборудования отказался предоставлять технические расчеты и обоснование производительной мощности оборудования.
- Расходы по сточным водам в ТЗ и генеральном плане города не соответствовали друг другу. Согласно утвержденному генеральному плану, объём стоков - 2100 м3/сут., а в ТЗ - 1400 м3/сут., что выявилось лишь на стадии госэкспертизы.
Конечно, с такими серьезными недочетами мы получили отрицательное заключение госэкспертизы. Стоимость экспертизы составила 1 350 000руб. Оплачивали ее мы, так как Заказчик допустил ошибку в ТЗ, и деньги на оплату экспертизы в бюджете не были заложены.
Но команда ГК “Роксбер” не сдалась на полпути! Мы приняли решение довести проект до победного конца.
Сначала руководитель данного проекта от ГК “Роксбер” отправился в Екатеринбург для консультации с экспертом госэкспертизы по вопросам технологических решений, где раздобыл контакты проверенного и опытного технолога.
Но и тут нас поджидал сюрприз - этим специалистом оказался мужчина в солидном возрасте. Он имеет огромный опыт в проектировании и эксплуатации очистных сооружений, является лучшим экспертом в своей области в России. Но он не пользуется компьютером, у него кнопочный телефон, а его рабочий инструмент — это карандаш. И он круто матерится.
Материалы, которые он выдавал, приходилось перечерчивать в DWG, текст набирать в Word и весь этот материал оформлять в раздел.
В процессе проектирования выполнили археологические изыскания и специальные изыскания (геофизику и гидрологию), внесли изменения в генеральный план.
На основе новых данных и расчетов, мы создали новый проект, переделали каждый раздел, чтобы снова провести госэкспертизу, оплачивать которую нужно в 100% объеме. Денег уже не осталось - мы взяли кредит.
Итоги тяжелой и серьезной работы:
- Потеряли 1,5 года времени, которого не вернуть.
- Потратили более 7 млн. рублей на реализацию объекта.
- Взяли кредит на оплату экспертизы – 1,5 млн рублей.
- Лишились трех отличных сотрудников, которые не справились с нагрузкой и ответственностью.
- Понесли репутационные потери, которые не восстановить.
- Получили оплату за выполненную работу.
Несмотря на то, что данный проект очистных сооружений стоил нам больших затрат и потерь, мы не смогли бросить дело незавершенным и вышли из этого запутанного лабиринта.
Теперь у жителей города Краснотурьинска будут новые очистные сооружения для канализации, а для ГК “Роксбер” сложный проект и грандиозный опыт в копилке работ.