Чаще всего, говоря о конфликтах, подразумевают наиболее острый способ разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают во время взаимодействия друг с другом.
В психологической науке под конфликтом понимают отсутствие согласия между несколькими сторонами. Конфликт можно отличить по трем характерным признакам:
· Биполярность. Противостояние и взаимосвязанность сторон конфликта.
· Активность. Противодействие и борьба, возникающие от импульса, который задается участником конфликта.
· Субъекты конфликта. Активная сторона, способная создавать конфликтные ситуации, а также оказывать влияние на процесс протекания конфликта.
В психологии общения принято считать, что спусковым крючком конфликта становится конфликтоген – это действия, реакции, задевающие интересы другого, наносящие ущерб.
Что может быть конфликтогеном?
«Должен, но не сделал», обесценивание помощи, отрицательная оценка, обвинение, юмор на личность партнера, категоричность, авторитарность, знаки неприятия, перебивать, таинственность вместо гласности, тянуть одеяло внимания на себя, грубый отказ от общения, отрицательное за глаза.
Неоптимальные формы реагирования на конфликтоген, которые приводят к развитию конфликта и потере энергии?
1. Неуправляемый конфликт. Самая распространенная форма реакции. Происходит по схеме «негативный стимул» - «негативная реакция» - «еще более негативная реакция» - «еще более негативная реакция».
Самый банальный пример:
В транспорте вам наступили на ногу и не извинились. Вы резко бросаете «Можно осторожнее!». В ответ вам обратно выдают уже новый конфликтоген, но уже на вашу реакцию. Спираль конфликта замыкается, эмоций становиться все больше.
2. Холодная напряженность. Словесное молчание, но на лице строгое, осуждающее, злое, ненавидящее, холодное, негодующее выражение. Холодная напряженность – скрытый, неразвернутый конфликт. Состояние может продлиться неопределенного долго, пока какая-нибудь мелочь не выведет на эмоции. И тогда вполне вероятно нас будет ждать неуправляемый конфликт, но не обязательно с человеком, допустившим конфликтоген в нашу сторону.
3. Пристройка снизу. В ответ на конфликтоген вашей реакцией может стать страх, угнетенность, неуверенность, чувство бесперспективного сопротивления. И тогда вы делаете приниженную просьбу, мольбу и принимаете его несправедливые условия, чтобы ослабить или прекратить конфликт.
4. Избегание. Реакция не на непосредственно поступивший конфликтоген, а долговременная тактика реагирования на вероятность конфликтогенов. Избегание конфликта ради избегания конфликта. Такая реакция, как и три описанных выше, не помогут нам достичь наших целей и сохранить самоценность.
О чем следует помнить в ситуации конфликта, чтобы сохранить энергию? Правила конфликтного поведения:
· Самое важное требование – сохранить свое достоинство и достоинство собеседника.
· Партнер, зачинивший конфликт, должен понести наказание. Сопротивление должно быть грамотным и адекватным, не мстящим, а устрашающим и предотвращающим насилие.
· Поиск конструктивного разрешения противоречия между участниками конфликта.
· Работать над снижением межличностной напряженности.
· Уменьшать внутриличностную напряженность.
· Ситуация должна быть управляемой. Как в шахматах, действуйте планомерно, обдумывайте следующие шаги, держите в фокусе цели.
· Наше поведение должно быть аутентичным. Будьте естественными. Искреннее возмущение перенести легче, чем ухмылку.
· Анализируйте поведение партнера. В психологии влияния есть такое правило: Человек (психически здоровый) действует из лучших (по его мнению) побуждений. В конфликт человека могут двигать различные нравственные и социальные причины.
· Помните о самоактуализации и не самоутверждайтесь за счет другого. Даже, если вы победили.
Оптимальные формы реагирования на конфликтоген.
Мягкая конфронтация.
1. Описание своего состояния. Говорим партнеру о том, что чувствуем по отношению к данной ситуации и его поведению.
2. Просьба снять конфликтоген.
3. Частичное оправдание партнера. Частично оправдываем поведение партнера обстоятельствами или собственным поведением.
4. Мирные инициативы. Провозглашение и призыв к миру.
5. Конструктивные предложения.
6. Подавляем конфликтогены в своих реакциях на партнера.
7. Пристраиваемся к собеседнику и создаем раппорт: тело, дыхание, взгляд, понимающие интонации.
Жесткая конфронтация.
1. Формулирование обвинения. Партнер должен четко понять, что от него хотят. В отличии от неуправляемого конфликта, в жесткой конфронтации обвинение выдвигается с опорой на факты (нарушение законов, договоренностей, межличностных правил общения, морали).
2. Требование снять конфликтоген. В отличии от мягкой конфронтации, здесь требование будет настоятельным и твердым.
3. Мирные инициативы. Провозглашение и призыв к миру.
4. Конструктивные предложения.
5. Формулирование угрозы. Формально-сухое (для близких – обида и обреченность) представление последствий поведения партнеру. Никогда не бросайтесь разрывом отношений, если не готовы потерять партнера или близкого.
6. Подача допустимых конфликтогенов.
7. Изъятие синтонов. Вы можете бессознательно смягчать обстановку, которая помешает провести жесткую конфронтацию.
8. Соблюдение правильных интонаций, мимики, жестов.
Простые секреты бесконфликтности. Как общаться с людьми, чтобы вам не подавали конфликтогены?
1. Включите душевное зрение.
2. Создайте теплую атмосферу. «Самый главный человек на свете тот, кто перед тобой».
3. Ищите то, что вас сближает. Чем больше будет сходств, тем лучше.
4. Настраивайтесь на волну собеседника.
5. Почувствуйте то, что его волнует.
6. Настройте собеседника на нужную вам волну.
· Не нагнетайте напряженность.
· Не кидайте в собеседника булыжники.
· Без нужды не задевайте.
7. Не высмеивайте людей и избегайте оценок (если перед вами не стоит задача оценить поведение людей).
Актуальные контакты:
Гали Новикова @galinovikova 8-961-657-27-77, gali.nov.couch@gmail.com
Юлия Игнатова @juli.ignat 8-937-706-04-63, yuliya.hr.abc@gmail.com
Telegram - https://t.me.hrway ВКонтакте - https://vk.com/abc_russia
#развитиеруководителей #развитиекомпетенций #управлениеперсоналом #эмоциональныйинтеллект #эмоции #выгорание #тренинг #АртБизнесКонсалтинг