или Все о конференции «Прогнозирование и планирование»
19-20 мая в Санкт-Петербурге прошла V конференция «Прогнозирование и планирование», организованная Центром статистических технологий Analytera, которая объединила на одной площадке отраслевых экспертов.
Какой на самом деле должна быть установка целевых показателей для отделов планирования, как строить прогноз по выручке только с помощью Excel, как макроэкономика влияет на прогноз продаж в различных отраслях и какое оно – прогнозирование в период кризиса? Этим и многим другим вопросам и было посвящено мероприятие.
Прогнозирование в условиях кризиса
Конференция «Прогнозирование и планирование», прошедшая в Санкт-Петербурге уже в пятый раз, традиционно вызывает интерес у экспертов и слушателей из самых разных сфер.
В нынешнем году среди участников мероприятия были представители гидрометеорологических организаций, фармацевтической индустрии, металлургической отрасли, специалисты из мебельной сферы и сферы производства растительных масел. Всех их объединяла потребность в создании эффективных планов и построении реалистичных прогнозов: практически все слушатели пришли на конференцию за реальными кейсами и прикладными инструментами, которые они могли бы применить в своей деятельности.
Конференция проходила в течение двух дней, программа которых была тематически разделена: первый день был посвящен прогнозированию, второй – планированию. Актуальность экспертных докладов и тематических дискуссий была во многом связана с условиями неопределенности, в которых сейчас оказался бизнес: они требуют оперативного реагирования на изменения и умения работать с аналитикой. Поэтому и акцент в программе конференции был сделан на прогнозировании и планировании в период кризиса и неопределенности.
День первый, или Все об инструментах прогнозиста
Ключевыми спикерами первого дня стали эксперты в области статистики, математического моделирования, макроэкономики.
Одним из самых интересных выступлений стал проблемный доклад Артёма Егорова, директора Центра статистических технологий Analytera. Он рассказывал о том, как измерить качество планирования в организации – как показывает практика, этот вопрос актуален для всех компаний, где критерием оценки качества плана является точность его выполнения. Эксперт объяснил, почему эта практика губительна и дорого обходится компаниям, а также объяснил, как на самом деле понять, хорошо ли ставятся планы. Эту же тему Артём Егоров затронул и на своем экспертном видеоинтервью для журнала Predictica – оно будет опубликовано в июньском выпуске. На конференции же эксперт дополнительно предоставил всем участникам специальный чек-лист, который позволяет оценить уровень развития системы планирования в своей компании.
Сергей Блинов, руководитель группы макроэкономических исследований и долгосрочного прогнозирования ПАО «КАМАЗ», рассказал слушателям, как макроэкономика влияет на прогноз продаж в различных отраслях и как учитывать влияние денежно-кредитной политики на динамику ВВП. Эти знания оказались необходимы любому специалисту, чья деятельность связана с прогнозированием и планированием продаж.
Кроме того, на конференции освещались и новые подходы и инструменты, которые должны быть в арсенале современного прогнозиста. Валерий Яхрюшин, старший научный сотрудник НПО «Тайфун», представил новый подход к прогнозированию временных рядов. Он дополнительно выделил отличия прогноза биржевого временного ряда и климатического (температурного) ряда, а также представил достоинства и недостатки нового подхода.
Завершались выступления первого дня конференции тематической дискуссией, участники которой делились своим мнением о прогнозировании в период кризиса и рассуждали, какие методы, подходы, приемы и практики сейчас наиболее эффективны.
День второй, или От реального времени к предиктивной аналитике
Второй день конференции был посвящен вопросам планирования и предиктивной аналитики, работе с данными в реальном времени и построению прогнозов выручки с использованием минимального числа технологических инструментов. Сейчас, когда бизнес оказывается в нестабильном положении, возможности планирования и предиктивной аналитики оказываются как нельзя кстати: именно они обеспечивают устойчивое и гибкое развитие компании.
Ольга Рыжук, член экспертного совета Международной недели производительности IPWeek, обозначила тренды предиктивной аналитики в 2022 году. Она рассмотрела облачные технологии и технологические решения, которые используются для автоматизации обработки данных, а также подняла вопрос об использовании искусственного интеллекта в предиктивной аналитике на локальном и национальном уровне.
Максим Сахаров, к.т.н., руководитель отдела научного ПО BasisSoft, говорил об аналитике и прогнозировании в реальном времени. Свой доклад он посвятил обзору подходов для построения прогнозов и решению аналитических задач в реальном времени. Кроме того, эксперт рассмотрел технические и методические ограничения данных решений, а также потенциальные точки роста. Напомним, что ранее Максим Сахаров дал интервью журналу Predictica, в котором рассуждал об актуальном состоянии рынка ПО, в том числе тех видов программного обеспечения, которые используются прогнозистами.
Юлия Берлин, преподаватель-аналитик Центр Статистических Технологий Analytera, в формате живого мастер-класса рассказала о том, как строить прогноз по выручке на реальных данных только с помощью Excel. Она представила разные сценарии рассуждений и объяснила, как наличие или отсутствие информации будет влиять на методику прогноза.
Прогнозы на будущее
Посмотреть эти и другие выступления сейчас можно в записи: она будет доступна подписчикам электронного журнала Predictica, в котором ежемесячно публикуются материалы для непрерывного развития для специалистов по прогнозированию и планированию.
Следующая конференция по прогнозированию и планированию состоится только в 2023 году, однако уже этой осенью эксперты вновь соберутся в Санкт-Петербурге, чтобы обсудить вопросы промышленного и коммерческого R&D и НИОКР в России и СНГ.