- «Отвечая на другой вопрос, Вы затронули тему молитвы: зачем она, если Господь всё даст. Этот вопрос меня тоже сильно волнует. Действительно, если Господь ― любящий Отец, Он и накормит, и оденет, и утешит, не дожидаясь просьб. А так как Он еще и Душеведец, то знает, что я готова или не готова принять Его волю. Значит, если я молюсь, желая, чтобы мое желание исполнилось ― это самоволие или исполнение долга? Если не молюсь, но готова принять то, что Он назначит, значит можно не исполнять обязанности, стоя двадцать минут, вычитывая правило? Дело в том, что часто бывает такое. Я о чем-то настоятельно просила, но не получила просимого, зато происходило нечто гораздо лучшее, о чем и в голову не приходило. При этом то, о чем прошу уже несколько лет, не получаю. Ну, значит, и не надо просить, еще не время?»
Самое лучшее объяснение, для чего нужна молитва, я слышал в одном документальном фильме о Санаксарском монастыре. Там было сказано, что Господь ждет наших молитв для того, чтобы получить возможность вмешаться в наши дела без насилия над свободой. То есть когда мы Его сами просим «прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны», мы открываем двери сердца и просим «да будет воля Твоя». Мы Ему даем, так сказать, разрешение на то, что принимаем от Него. Принимаем то, что Он хочет сделать, пусть сделает. Он ждет от нас этого разрешения.
Ваши рассуждения действительно имеют место: если Он ― Отец любящий, всё знающий наперед, для чего же тогда молиться? Сам Христос говорил: «Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). Он знает, в чем Вы нуждаетесь, конечно же.
Допустим, Он знает, готовы или не готовы Вы принять его волю, все равно формальность нужно соблюсти. Все равно Вы должны сказать, произнести. Это важно. Действие имеет слово. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Словом мир сотворен. И мы ― служители Слова. «И Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14). Поэтому мы словами обращаемся к Богу, как бы ставя подпись под своим желанием. Мало просто в душе быть готовым (хотя, наверное, в какой-то момент и этого достаточно), нужно нам и словами оформлять всё обязательно. Это важно даже для нас самих, потому что Он-то знает, готовы мы или не готовы принять Его волю, а мы сами это осознаем или нет? Может быть, мы сами даже не осознаем, а потом, когда Он вмешается, через какое-то время мы скажем: «Зачем Ты нам по-Своему всё сделал? Мы по-другому хотели». Мы же такие существа ― трость, ветром колеблемая.
Конечно, выстоять двадцать минут, вычитывая правило ― это не та молитва, которую Господь от нас ждет. Но если духовное состояние человека не дает ему возможности искренне помолиться, как перед живым Господом, то хотя бы пусть выстоит эти двадцать минут, хотя бы вычитает правило. Это так называемая молитва ногами. Я не отрицаю, что иногда приходится себя понуждать и просто тупо вычитывать правило, потому что состояние духовное такое, что не можешь собраться. И это не повод отменять молитвенное правило.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.