Найти тему
Восстановление речи

Инсульт. Аккустико-мнестическая афазия. Продолжение работы: омонимы, предложение, текст

Оглавление

I. Дифференциация омонимов

1. Читаем текст:

Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина.

Мгновенья двигались и стали,
Лишь ты паришь, свой свет струя…
Меж тем в реке – из сизой стали
Влачится за струей струя.

В.Я.Брюсов

Имеет смысл прочитать текст вместе с больным. К моменту начала этой работы предполагается, что он уже должен уметь читать хотя бы с большим трудом.

- Какие одинаковые слова встретились в тексте?

- Что они обозначают?

- Первая пара чёрных кос — луч кос: чёрные косы — причёска, волосы; луч косой.

- Вторая пара: метнулась пара — за дымкой пара: пара лебедей — два лебедя, за дымкой пара — пар в воздухе.

- Чья была вина — поток вина: чья была вина — кто-то виноват; поток вина — вино, алкогольный напиток.

- Свой свет струя — за струёй струя: свет струя — свет струится; за струёй струя — струи, потоки.

Эти слова звучат одинаково, но обозначают разные вещи. Это омонимы — одно из явлений русского языка.

2. Посмотрите на картинки, назовите предметы: ключ (родник и инструмент), боксёр (собака и спортсмен), брак (семейный союз и

некачественные изделия), бор (хвойный лес и химический элемент).

Составьте предложения с этими словами.

3. Подберите к словам синонимы или замените другим словом гладь озера- вышивка гладь, среда обитания — среда как день недели.

Гладь озера — поверхность, акватория, гладь — вышивка.

Среда обитания - место жизни, среда — день недели.

4. Найдите омонимы, объясните их значение, подберите к каждому синоним.

1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. 2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. 3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть.

Читаем текст вместе с больным, выясняем понимание прочитанного.

5. Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.

Свет, среда, глава, затопить, заточить.

Предложите больному сначала просто составить словосочетания со словами, а потом, исходя из полученного материала, предложите альтернативные решения:

Белый свет — яркий свет, среда обитания, последняя среда, глава книги, глава округа, затопить печь, затопить соседей, заточить нож, заточить навык.

II. Составление предложений из отдельных слов

1. Самый простой вариант — даём больному написанные на карточках слова и предлагаем составить предложения. Начинаем с двух слов, потом добавляем по одному, доходим до 7. Например:

Ночь, наступила. — Наступила ночь. Ночьнаступила.

Наступила, ночь, морозная. - Наступиламорозная ночь. Наступила ночьморозная.

Быстро, морозная, ночь, наступила. - Быстро наступила морозная ночь.

На, улице, наступила, быстро, морозная, ночь. - На улице быстро наступила морозная ночь.

На, улице, наступила, быстро, тёмная, морозная, ночь. - На улице быстро наступила тёмная морозная ночь.

Карточки можно переставлять.

2. Составляем предложения из слов, изменяя форму слова. Здесь слова даются на карточках, а предложения записываются и прочитываются.

Большой, камень, лежать, у, дорога — Большой камень лежит у дороги.

3. Составляем предложение из группы слов, в которых есть лишние слова:

Маленький, щенок, котёнок, скулит, у подъезд. - Маленький щенок скулит у подъезда. Лишнее слово котёнок.

4. Восстановление деформированного предложения:

Земля, голая, промёрзла.

Вечеру, потеплело, к.

Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в .

Больше, их, становилось, всё.

Хлопьями, снег, повалил.

Отличие этой работы от простого составления предлоения из слов в том, что здесь нужно восстановить порядок слов.

5. Найти ошибки в предложениях:

Щенок на полном скаку врезался в диван.

Кошка громко лаяла.

Отойдя от переправы, начался дождь.

III Работа с текстом

1. Вставить в текст пропущенные слова добавить текст:

Мальчики надели ___________ и пошли кататься.

На середине пруда подо льбом пузырьки.

Вчера был _______ мороз.

Наш пруд покрылся _______.

Там спят большие рыбы.

Нельзя ходить по __________льду.

Можно _______ под воду.

2.Расставь знаки препинания, определи границы предложений:

К зиме белка делает себе запасы она складывает их под корни деревьев белочка хорошо умеет сушить грибы во время сильных морозов и вьюг она спит в гнезде

3. Восстанови деформированный текст:

Пушок кинулся на гадюку и разорвал её. Вдруг в траве послышалось шуршание. Это была гадюка. Гадюка — ядовитая змея. Раз я пошёл в лес. Со мной побежал Пушок.

IV. Составление рассказа:

Составлять рассказ можно не только по серии картинок, но, например, по прошлому опыту.

Начните с нескольких предложений:

- Какая вчера была погода?

- Ты ходил гулять?

- Где ты гулял?

- Что интересного ты видел?

- Встретил ли ты ты кого-нибудь?

Постарайся рассказать всё это сам.

V. Решение математических задач. Начинаем, как всегда, с самых простых. Используем счётный материал. Это могут кружки, квадратики или просто спички.

1. У Маши три карандаша и у Ани два карандаша. Сколько карандашей у них вместе? Берём сначала три карандаша и кладём их в пакет. Затем в тот же пакет кладём ещё два карандаша и считаем их вместе. Это задачи на нахождение суммы.

2. У Маши 4 карандаша, Она отдала два карандаша Ане. Сколько карандашей осталось у Маши? Кладём 4 карандаша Отдвигаем 2 карандаша. Считаем, сколько осталось. Это задачи на нахождение остатка.

3. У Маши три карандаша, а у Лены на 1 карандаш больше. Сколько карандашей у Лены? Здесь нужно уяснить, что раз карандашей на 1 больше, то это столько же и ещё один. Значит кладём 3 карандаша, потом под ними кладём ещё три карандаша и добавляем один. Считаем карандаши в нижнем ряду. Это задачи на увеличение числа на несколько единиц.

4. У Маши три карандаша, а у Лены на 1 карандаш меньше. Сколько карандашей у Лены? Здесь нужно уяснить, что на один меньше — это столько же без одного. Снова кладём в ряд три карандаша. В нижний ряд кладём столько же, то есть три карандаша, затем убираем один. Считаем карандаши в нижнем ряду.

Работа по восстановлению вычислительных навыков достаточно объёмная. Это нужно посвящать отдельный плейлист.

Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.