I. Дифференциация омонимов
1. Читаем текст:
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.
Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина.
Мгновенья двигались и стали,
Лишь ты паришь, свой свет струя…
Меж тем в реке – из сизой стали
Влачится за струей струя.
В.Я.Брюсов
Имеет смысл прочитать текст вместе с больным. К моменту начала этой работы предполагается, что он уже должен уметь читать хотя бы с большим трудом.
- Какие одинаковые слова встретились в тексте?
- Что они обозначают?
- Первая пара чёрных кос — луч кос: чёрные косы — причёска, волосы; луч косой.
- Вторая пара: метнулась пара — за дымкой пара: пара лебедей — два лебедя, за дымкой пара — пар в воздухе.
- Чья была вина — поток вина: чья была вина — кто-то виноват; поток вина — вино, алкогольный напиток.
- Свой свет струя — за струёй струя: свет струя — свет струится; за струёй струя — струи, потоки.
Эти слова звучат одинаково, но обозначают разные вещи. Это омонимы — одно из явлений русского языка.
2. Посмотрите на картинки, назовите предметы: ключ (родник и инструмент), боксёр (собака и спортсмен), брак (семейный союз и
некачественные изделия), бор (хвойный лес и химический элемент).
Составьте предложения с этими словами.
3. Подберите к словам синонимы или замените другим словом гладь озера- вышивка гладь, среда обитания — среда как день недели.
Гладь озера — поверхность, акватория, гладь — вышивка.
Среда обитания - место жизни, среда — день недели.
4. Найдите омонимы, объясните их значение, подберите к каждому синоним.
1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. 2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. 3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть.
Читаем текст вместе с больным, выясняем понимание прочитанного.
5. Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.
Свет, среда, глава, затопить, заточить.
Предложите больному сначала просто составить словосочетания со словами, а потом, исходя из полученного материала, предложите альтернативные решения:
Белый свет — яркий свет, среда обитания, последняя среда, глава книги, глава округа, затопить печь, затопить соседей, заточить нож, заточить навык.
II. Составление предложений из отдельных слов
1. Самый простой вариант — даём больному написанные на карточках слова и предлагаем составить предложения. Начинаем с двух слов, потом добавляем по одному, доходим до 7. Например:
Ночь, наступила. — Наступила ночь. Ночьнаступила.
Наступила, ночь, морозная. - Наступиламорозная ночь. Наступила ночьморозная.
Быстро, морозная, ночь, наступила. - Быстро наступила морозная ночь.
На, улице, наступила, быстро, морозная, ночь. - На улице быстро наступила морозная ночь.
На, улице, наступила, быстро, тёмная, морозная, ночь. - На улице быстро наступила тёмная морозная ночь.
Карточки можно переставлять.
2. Составляем предложения из слов, изменяя форму слова. Здесь слова даются на карточках, а предложения записываются и прочитываются.
Большой, камень, лежать, у, дорога — Большой камень лежит у дороги.
3. Составляем предложение из группы слов, в которых есть лишние слова:
Маленький, щенок, котёнок, скулит, у подъезд. - Маленький щенок скулит у подъезда. Лишнее слово котёнок.
4. Восстановление деформированного предложения:
Земля, голая, промёрзла.
Вечеру, потеплело, к.
Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в .
Больше, их, становилось, всё.
Хлопьями, снег, повалил.
Отличие этой работы от простого составления предлоения из слов в том, что здесь нужно восстановить порядок слов.
5. Найти ошибки в предложениях:
Щенок на полном скаку врезался в диван.
Кошка громко лаяла.
Отойдя от переправы, начался дождь.
III Работа с текстом
1. Вставить в текст пропущенные слова добавить текст:
Мальчики надели ___________ и пошли кататься.
На середине пруда подо льбом пузырьки.
Вчера был _______ мороз.
Наш пруд покрылся _______.
Там спят большие рыбы.
Нельзя ходить по __________льду.
Можно _______ под воду.
2.Расставь знаки препинания, определи границы предложений:
К зиме белка делает себе запасы она складывает их под корни деревьев белочка хорошо умеет сушить грибы во время сильных морозов и вьюг она спит в гнезде
3. Восстанови деформированный текст:
Пушок кинулся на гадюку и разорвал её. Вдруг в траве послышалось шуршание. Это была гадюка. Гадюка — ядовитая змея. Раз я пошёл в лес. Со мной побежал Пушок.
IV. Составление рассказа:
Составлять рассказ можно не только по серии картинок, но, например, по прошлому опыту.
Начните с нескольких предложений:
- Какая вчера была погода?
- Ты ходил гулять?
- Где ты гулял?
- Что интересного ты видел?
- Встретил ли ты ты кого-нибудь?
Постарайся рассказать всё это сам.
V. Решение математических задач. Начинаем, как всегда, с самых простых. Используем счётный материал. Это могут кружки, квадратики или просто спички.
1. У Маши три карандаша и у Ани два карандаша. Сколько карандашей у них вместе? Берём сначала три карандаша и кладём их в пакет. Затем в тот же пакет кладём ещё два карандаша и считаем их вместе. Это задачи на нахождение суммы.
2. У Маши 4 карандаша, Она отдала два карандаша Ане. Сколько карандашей осталось у Маши? Кладём 4 карандаша Отдвигаем 2 карандаша. Считаем, сколько осталось. Это задачи на нахождение остатка.
3. У Маши три карандаша, а у Лены на 1 карандаш больше. Сколько карандашей у Лены? Здесь нужно уяснить, что раз карандашей на 1 больше, то это столько же и ещё один. Значит кладём 3 карандаша, потом под ними кладём ещё три карандаша и добавляем один. Считаем карандаши в нижнем ряду. Это задачи на увеличение числа на несколько единиц.
4. У Маши три карандаша, а у Лены на 1 карандаш меньше. Сколько карандашей у Лены? Здесь нужно уяснить, что на один меньше — это столько же без одного. Снова кладём в ряд три карандаша. В нижний ряд кладём столько же, то есть три карандаша, затем убираем один. Считаем карандаши в нижнем ряду.
Работа по восстановлению вычислительных навыков достаточно объёмная. Это нужно посвящать отдельный плейлист.
Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.