Найти в Дзене
Павел Машкин

Кадровая политика в отряде космонавтов по свидетельствам генерала Каманина

Продолжаю исследовать «Космические дневники» генерала Каманина, отбираю его высказывания на определенные темы. Сегодня подборка о том, какие неожиданные сложности встречались в анкетах космонавтов, как это влияло на их судьбу, и какие решения по этому поводу принимал их руководитель, замком ВВС по космосу генерал Каманин. Начнем. 31 августа 1964 г. Меня постоянно тревожит мысль о составе экипажа «Восхода». Оказывается, у Катыса кроме расстрелянного отца есть еще брат и сестра (по отцу) в Париже, и Катыс ничего не написал о них в своей автобиографии. Правда, они уехали в Париж еще в 1910 году, за 16 лет до рождения Катыса, но тем не менее все это очень портит портрет кандидата в космонавты. Можно было найти и более подходящего кандидата. Феоктистов и Егоров имеют серьезные претензии врачей к их здоровью, и у нас нет уверенности, что они хотя бы удовлетворительно перенесут состояние невесомости в ходе суточного полета. Далее, через два дня, состоялась беседа с подозреваемым. 2 сентября 1

Продолжаю исследовать «Космические дневники» генерала Каманина, отбираю его высказывания на определенные темы. Сегодня подборка о том, какие неожиданные сложности встречались в анкетах космонавтов, как это влияло на их судьбу, и какие решения по этому поводу принимал их руководитель, замком ВВС по космосу генерал Каманин. Начнем.

31 августа 1964 г.

Меня постоянно тревожит мысль о составе экипажа «Восхода». Оказывается, у Катыса кроме расстрелянного отца есть еще брат и сестра (по отцу) в Париже, и Катыс ничего не написал о них в своей автобиографии. Правда, они уехали в Париж еще в 1910 году, за 16 лет до рождения Катыса, но тем не менее все это очень портит портрет кандидата в космонавты. Можно было найти и более подходящего кандидата. Феоктистов и Егоров имеют серьезные претензии врачей к их здоровью, и у нас нет уверенности, что они хотя бы удовлетворительно перенесут состояние невесомости в ходе суточного полета.

Далее, через два дня, состоялась беседа с подозреваемым.

2 сентября 1964 г

Катыс сообщил, что он не знал о существовании у него брата и сестры. Отец Катыса женился на его матери в 1924 году, то есть через 14 лет после того, как распалась его первая семья и его бывшая жена с двумя детьми уехала в Париж. В 1931 году отца Катыса арестовали. Сыну было в это время всего 5 лет, и он, естественно, мог ничего не знать о первой семье отца.

Космонавт-исследователь Георгий Петрович Катыс в космос так и не полетел, в отличие от своих коллег Константина Феоктистова и Бориса Егорова. Он, конечно, стал доктором наук, занимался научными исследованиями, но пускать в космос человека, у которого сестра в Париже? А тем более брат! Как можно. Не буду утверждать, что решающую роль сыграла анкета, но ведь Каманин все-таки пишет, что мысль его «постоянно тревожит» и «это очень портит портрет кандидата». Вообще, гражданских соискателей генерал в целом не любил.

К Феоктистову спустя пять лет у Каманина тоже появились претензии, об этом он тоже пишет в дневнике.

Широко известная фотография - некоторые из участников фигурируют в этой статье.  Изображение находится в публичном достоянии, лицензия Creative Commons.
Широко известная фотография - некоторые из участников фигурируют в этой статье. Изображение находится в публичном достоянии, лицензия Creative Commons.

9 октября 1969 год

Состоялось решение ЦК о поездке наших космонавтов в США. Мы представляли в ЦК предложение послать в Америку Беляева и Шаталова, но с нами не согласились: решено направить туда Берегового и Феоктистова. Против поездки Берегового у нас нет возражений, но посылать в США Феоктистова по меньшей мере неразумно, хотя бы уже потому, что он женат третьим браком.

Ну реально же, невероятная потеря морального облика – женился в третий раз! Как можно такого человека отправлять в Америку? Каманин не пишет, но в биографии Феоктистова были и другие темные пятна – во время войны, например, в возрасте 16 лет он неоднократно бывал на временно оккупированной территории в своем родном городе Воронеже. В качестве разведчика одной из частей Воронежского фронта, правда, но тем не менее. В одной из таких вылазок будущего космонавта расстреляли немцы, но он выжил, и перебрался на советскую сторону. Феоктистов, кстати, был на два года старше сына Каманина, в 1942 году ему было столько же, сколько Аркадию в 1944 г., но в отличии от сына генерала за войну никаких наград он не получил, во всяком случае, насколько мне известно. Но КГБ в послевоенные годы проверяла его биографию и проводила проверку на местности. Феоктистов был ближайшем помощником С. П. Королева и одним из основных разработчиков космических кораблей «Восток» и «Восход», а также всех последующих космических станций. Но разве эта работа может перевесить третий брак? Интересно также, что в своих дневниках Каманин позволяет себе критику решения ЦК! Это «по меньшей мере неразумно».

В отряд космонавтов пытались попасть и другие подозрительные личности, имевшие даже высоких покровителей. Но те, кому положено, бдительность не теряли.

1965 г. 26 октября

Звонил Келдыш. Он, как и Королев, ходатайствует за майора Белоусова, которому мы отказали в приеме в число слушателей-космонавтов. Белоусову 35 лет, он более шести лет служит на космодроме Байконур, обладает отличным здоровьем и настойчиво пытается попасть в ряды космонавтов. Общее впечатление от Белоусова хорошее, но его тесть во время войны служил переводчиком у немцев и был осужден за пособничество врагу. Сергей Павлович готов написать письма в ВВС, КГБ и другие инстанции, чтобы поддержать Белоусова.

Неведомому нам майору Белоусову, как можно заметить, в год окончания войны было 15 лет. Со своей будущей женой он, скорее всего, еще даже не познакомился. Мог ли он предположить, что еще не встреченная суженая, со своим еще более неизвестным отцом, преградит ему дорогу в космос спустя 20 лет после Победы? Заступничество двух академиков не помогло, майор Белоусов в ряды космонавтов так и не попал. И действительно, вдруг отбывший наказание тесть успел его идеологически отравить, если майор навещал его в отпуске? Да, кстати, кто такой этот Королев? Тоже ведь бывший заключенный.

Спустя месяц – новая напасть. Причем откуда не ждали. Ведь вроде же все было проверено -перепроверено.

21 ноября

Однако, появилась новая угроза качеству подготовки основного экипажа. Дело в том, что полковник А.Н.Душин (КГБ) сообщил мне дополнительные сведения к биографии Елисеева. В свое время он сменил отцовскую литовскую фамилию Курейтис на фамилию матери (Елисеева). Его отец, Курейтис Станислав Адамович, в 1935 году был осужден на 5 лет за антисоветскую агитацию. В данное время отец Елисеева работает в Москве начальником лаборатории Центрального научно-исследовательского института кожевенно-обувной промышленности. Елисеев в 1966 году расторгнул брак с гражданкой Шкаликовой, от которой у него есть дочь 1960-го года рождения, и женился на Комаровой.

Тут прямо какое-то бинго.. Брак, разве что второй, не третий, зато и отец, а не тесть. Елисеев 1934 года рождения, его отца за антисоветскую агитацию осудили, когда будущему космонавту исполнился годик. Но ведь злокозненный литовец мог вести агитацию и в семье? Брак, кстати, во время отбытия наказания распался, мать Елисеева со своим бывшим мужем больше не жила. Не берусь предполагать, как Алексею Станиславовичу Елисееву удалось выкрутится из такой затруднительной биографии, факты которой раскопал бдительный полковник КГБ Душин, но его карьера сложилась удачно. Он летал в космос три раза, защитил докторскую диссертацию, был ректором Бауманки и т.д.

Вот так все время. Бдительность терять нельзя. Вроде и проверенные субъекты, а потом вдруг вылезают о них новые сведения. Не от разведчиков, так от комиссаров.

27 ноября 1967 г.

Больше часа беседовал с полковником Крышкевичем Иваном Макаровичем — начальником политотдела ЦПК. Крышкевич высказал много недовольства по адресу начальника ЦПК генерала Н.Ф.Кузнецова и привел десятки фактов, характеризующих его как мелкого стяжателя, забывающего, где свой, а где государственный карман, и ставящего личные интересы и интересы своей семьи выше долга генерала и коммуниста.

Генерала Кузнецова на должность начальника Центра подготовки космонавтов отбирал сам генерал Каманин. Но… не доглядел. Хорошо, недремлющие политорганы подсказали. Сам генерал Каманин никогда не ставил интересы семьи выше долга коммуниста, мне неоднократно писали про это комментаторы в дзене. Как мне сообщали: «просто он был сделан из другого теста. Современным людям этого не понять».

Я продолжу об этом позже.