Найти тему
культшпаргалка

Счастье вчерашнего дня: танго-ностальгия Георгия Пелециса

Оглавление
Георгс Пелецис. Фото:-Maxim Novikov (https://youtu.be/oTyrjDb2JM4)
Георгс Пелецис. Фото:-Maxim Novikov (https://youtu.be/oTyrjDb2JM4)

В последнее время разметка на нашей жизненной ленте как-то вдруг резко сместилась: настоящее стало коротким и болезненным, будущее исчезло как жанр, а вот прошлое стало огромным и каждый день прибавляет в цене. Даже тот, кто не склонен по складу характера оглядываться назад, теперь дорого отдал бы, чтобы проснуться в прошедшем времени.

Примерно то же понимание приходит, наверное, рыбаку на отколовшейся от берега льдине: твёрдая земля под ногами - вот счастье, а остальное - мелочи.

Тоска по прошлому

Но вообще и без видимых потрясений люди часто бывают склонны к ностальгии. Точка зрения, что "раньше всё было лучше" и желание погрустить по утраченному, а также недостижимому коренится, видимо, в психологической природе человека.

На таких настроениях основана довольно большая часть самой популярной классической музыки: романтические элегии, ноктюрны и всяческие реминисценции с отзвуками иных миров и миновавшего счастья.

Впрочем, Шопен, Брамс, Массне, Чайковский и Рахманинов со своими сожалениями об утраченном никогда не посягают на то, чтобы окрасить мраком нашу картину мира. Каким-то чудом они - наоборот - её просветляют.

Другое дело - те свинцовые ностальгические тучи, которые накрыли своей тенью всю современную академическую музыку (особенно постсоветскую). Тут уже ностальгия превращается в заунывную эпитафическую песнь "последних времён", опасную для нашего сознания, и так тяжело раненного реальностью.

Но эта маленькая элегантная пьеса современного латвийского композитора Георгса Пелециса с печальным названием "All in the Past" ("Всё в прошлом") - счастливое исключение.

Сделано в Риге

Подзаголовок к ней гласит: "Вспоминая Оскара Строка".

Оскар Строк (1893-1975)- латвийский композитор, написавший много популярнейших песен и инструментальных композиций в жанре танго, разошедшихся в грампластинках в 30-40 годы прошлого века по всей Европе. После присоединения Латвии к СССР его карьера сошла на нет, поскольку танго плохо вписывалось в рамки соцреализма. Большую часть жизни прожил в Риге.
-2

Пьеса Пелециса (тоже рижанина) - это искусно сделанный музыкальный винтаж на тему старого танго Оскара Строка "Не покидай". Слова к нему, не особо претендуя на лавры поэта, написал сам "король танго". В 30-е годы эту песню пел Пётр Лещенко:

"Не покидай, я умоляю, побудь еще хоть час со мной.
Я так люблю, я так страдаю и предан всей тебе душой!"

Из этого шлягера предвоенного времени Георгс Пелецис изъял всё знойное, ресторанное и патефонное и оставил только тонкий силуэт мелодии у скрипки. Этот танго-эскиз помещен в старинный багет из повторяющегося баса (в духе барочных вариаций на неизменный бас). Получилось просто, но очень стильно, тонко и щемяще грустно.

Ещё прекрасная музыка Пелециса 👉здесь

Всё о танго здесь 👇

Три танго Тино Росси с советским продолжением
культшпаргалка22 июня 2019