«Морская коллекция» впервые обратилась к этой теме. Название очередного выпуска - «Первые броненосцы японского флота». Так и хочется процитировать строчки из старого хита: «Ты помнишь, как все начиналось. Всё было впервые и вновь. Как строили лодки, и лодки звались ….». Нет, не «вера, надежда, любовь», а «Котэцу», «Рюдзё», «Конго», «Хиэй», «Фусо». И добавить - ещё и примкнувший к ним позднее «Чин-Иен» (ну или «Чжэнь-Юань», это как кому нравится). Но обо всём по порядку. Ведь и в самом деле интересно узнать, откуда у отсталой в те годы полуфеодальной Японии вдруг появился современный броненосный флот. Да ещё какой флот! Сначала они разгромили китайцев во время первой японо-китайской войны (1894-1895 гг.), а потом, через десять лет добрались и до «славного» российского императорского флота (русско-японская война 1904-1905 гг.). И прямиком почти под 200-летний юбилей его создания отправили на дно практически все русские броненосцы. Не много и не мало – был уничтожен целый флот. Очень и очень неприятный факт. Но, такова, увы, история. А вы, к примеру, знаете, что первые современные боевые корабли Япония получила почти случайно? Ведь предназначались они не им, а американским сепаратистам-южанам. А самый современный и полноценный японский броненосец был вовсе не французский или английский, и даже не американский или, о боже, русский, а … китайский! С немецкой родословной разумеется, но тем не менее долго и праведно служивший в китайском флоте. Броненосец был захвачен во время сражения у реки Ялу и включен в состав японского императорского флота.
Первые полуброненосцы (или броненосные корветы) появились у японцев ещё в 1860-х годах. Были они разумеется иностранного производства. Например, броненосный таран «Котэцу» строился на французских верфях в обстановке строжайшей секретности для американской Конфедерации (так называли себя отделившиеся американские южные штаты). В Америке в те годы бушевала гражданская война и флоту южан-сепаратистов отчаянно нужны были корабли для прорыва морской блокады «северян». Как известно, «конфедераты» потерпели поражение. Корабль остался не у дел и после череды смен владельцев оказался в Японии. Второй корабль – броненосный корвет «Рюдзё» был построен уже британцами. Да и все остальные первые броненосцы были «иномарками» - «Конго», «Хией» и «Фусо». Ну не было тогда у Японии своего судостроения. Приходилось покупать. И к чести японцев, старались приобретать они лучшее, что было в то время «на рынке». Первые броненосцы новоиспеченной Японской империи отметились своим участием по всех их первых морских сражения конца XIX века – «Котэцу» участвовал в последних битвах антифеодальной гражданской войны («Война Босин» на Хоккайдо), «Рюдзё» был флагманом японской эскадры в первой неудачной попытке оккупации Тайваня в 1874 году (через 20 лет Японская империя добилась всё-таки своего – Тайвань стал её частью).
Затем корабли поучаствовали в успешной для Японии войны против Китая (1894-1895 гг.). И некоторые даже «дожили» до войны с Российской империей. И самое крупное и ценное приобретение был китайский броненосец «Чжэнь-Юань». Корабль был блокирован японцами, сдан экипажем и оказался в составе японского императорского флота. С этим броненосцем были связаны некоторые интересные истории. Цинская империя заказала два «систершипа» на немецкой верфи в Штеттине. Корабли были действительно удачными и китайцы очень гордились своим приобретением. Ведь оба броненосца («Динъ-Юань» и «Чжэнь-Юань») на тот момент были самыми мощными на Дальнем Востоке. Китайский флот совершал «дружеские визиты» в сопредельные страны. Побывали он и во Владивостоке, наделав немало шума своим визитом. Эхо этого «шума» докатилось даже до сонного Петербурга и там очень сильно по этому поводу «напряглись». Во время визита в Японию на борт кораблей поднялся какой-то высокий военно-морской чин. Отметив, что технически тут всё и в самом деле на высоте, но в команде нет дисциплины и она абсолютно небоеготова. Причиной же такого заявления было то, что матросы сушили своё нижнее бельё на орудиях главного калибра. Этот забавный факт стал достоянием прессы, инцидент «с подштанниками на пушках» бурно обсуждался в западных газетах и реноме китайских броненосцев очень сильно пошатнулось. Все последующие события показали правоту японцев. Ведь мало купить современную технику, нужно ещё её грамотно освоить и применять. В итоге войны с Китаем один броненосец («Динъ-Юань») был взорван экипажем и затоплен, а второй - («Чжэнь-Юань») был захвачен и оказался в составе японского императорского флота. Иероглифическое наименование осталось прежним (鎮遠 –«Оберегающий на расстоянии»), но произношение поменялось на японской манер. Броненосец стал именоваться «Чин-Иен». Под таким именем он и был включен в состав Императорского флота Японии. Корабль стал символом победы над Китаем, дожил до русско-японской войны и даже поучаствовал в битвах с нами в Жёлтом море и Цусимском сражении. Хотя и был уже безнадежно устаревшим.
Очередной выпуск Морской коллекции рассказывает про эти военные корабли – первые японские броненосцы. Выпуск кстати во многом знаковый. Во-первых, автор публикации известный морской историк Сергей Балакин. После ухода из редакции «Морской Коллекции» в начале 2000-х годов и основании им собственной «Морской кампании» он почти 20 лет не публиковал в «коллекции» свои работы. Сейчас он снова среди авторов. Что, несомненно, радует. Во-вторых, тема японского броненосного флота уже давно не встречалась на страницах журнала. Фактически она исчезла со страниц «Морской коллекции» именно с уходом С. Балакина. Ну и в третьих, в данной публикации рассказывается не о всем известных военных кораблях японской Империи конца XIX - начала XX веков, когда адмиралы страны восходящего солнца, увы, «показали нам где раки зимуют», а о совсем раннем периоде становлении японского броненосного флота. Когда всё самое интересное только начиналось. Так что, очень заметная и полезная публикация. Рекомендуем почитать!
Оглавление выпуска Морская коллекция 2022 №4 (№270) Первые броненосцы японского флота
Экстравагантный первенец «Котэцу»
Броненосный корвет «Рюдзё»
Броненосные корветы «Конго» и «Хиэй»
«Фусо» - первый настоящий броненосец
Заказ и постройка
Описание конструкции
Служба и модернизации
«Тин-эн» - трофей от поверженного дракона (бывший «Чжэнь-Юань»)
«Умиротворяющий» и «Оберегающий»
Описание конструкции
Гордость Цинской империи
Под флагом микадо
Приобрести выпуск Морская коллекция 2022 №4 (№270) Первые броненосцы японского флота можно в интернет-магазине «Компания РПК»
Подписывайтесь на наш канал на «Яндекс.Дзен» !
Всем нашим подписчикам - скидки на весь ассортимент интернет-магазина.