Гуляем. Вижу, что впереди на пустынной аллее стоит маленький ребёнок лет двух и плачет. Начинаю оглядываться по сторонам, чтобы определить обстановку и замечаю, что далеко впереди от малыша, метрах в двухстах, идут, а затем останавливаются трое взрослых, которые имеют к этому ребёнку непосредственное отношение.
Хорошо. Значит, не потерялся. Пока подходим ближе, пытаюсь понять, что же здесь происходит.
Оказывается, ребёнок не продолжает движение вперёд и зовёт взрослых назад, а взрослые настаивают на том, что это ребёнок должен пойти за ними и зовут его к себе. Зовут издалека.
И та, и другая сторона стоит на своём, как вкопанная.
Понимая, что то, что здесь происходит - это осознанное решение взрослых, не вмешиваюсь, и мы спокойно проходим мимо ребёнка по направлению к его сопровождающим.
Интенсивность крика ребёнка нарастает всё сильнее.
Один из взрослых, возможно, что это мама ребёнка, уходит с дорожки в кусты, как бы прячась от него. Далее об обстановке ей докладывают её товарищи.
- Идёт? - спрашивает она из кустов. - Понемногу. - отвечают ей друзья. - Выдвинул ногу вперёд.
Оглядываюсь. Вижу, что ребёнок стоит, но к нему уже подошла посторонняя тётенька, пытается его успокоить и уговорить пойти с ней к тем, кто его ждёт.
Ребёнок стоит на месте.
Подойдя к взрослым ещё ближе, замечаю, что с ними пустая прогулочная коляска.
Чем закончилась эта история я не знаю. Мы ушли вперёд и больше за ними не наблюдали.
---------
Поведенческие специалисты не используют в своих рассуждениях домыслы и не дают оценку поступкам. Они уделяют внимание форме поведения, последствиям, к которым это поведение приводит, и условиям в окружающей среде, которые этому поведению способствуют.
Давайте порассуждаем над случившимся. Над тем, что я увидела.
Очень маленький ребёнок, лет двух, демонстрировал определённое поведение - он плакал и звал взрослых назад. Он использовал слово "Назад!".
В ответ на свою реакцию он получил последствие в виде того, что значимые для него взрослые сначала продолжали отдалятся от него, а потом остановились вдалеке (напомню, расстояние было около 200 метров) и стали звать его к себе. Заметил ли ребёнок, что один из них потом ушёл в кусты - я не знаю.
После того как ребёнок усилил свой плач и крик практически до максимального к нему подошла посторонняя тётенька.
Если коротко, то получается, что пока ребёнок просто плакал и звал своих назад, в окружающей среде не менялось ничего, а после того как он усилил свой плач - получил внимание прохожего.
Интересно, таков был замысел?
Судя по всему, вариант, что ребёнок не выполнит требование не рассматривается совсем.
---------------
Подробный разбор полётов по этой истории:
#воспитание ребенка #дети #семья и дети