Я давно наблюдаю за собой. И за окружающими тоже. Мы все кричим время от времени. Наши дети тоже кричат. И это часто нам не нравится. Скажу больше: иногда это даже действует на нервы. А что Вы думаете о кричащем начальнике? Или о кричащем учителе? Неприятное зрелище, правда? Но, думаю, крик ребёнка не похож на крик начальника или крик учителя. Или похож? Давайте разбираться.
Я опишу Вам ситуации из жизни, в частности моей, и мы вместе попробуем их проанализировать. Итак, начнём.
Я живу в частном двухэтажном доме. Если я приготовила ужин и мне надо позвать детей, которые находятся на втором этаже, я могу подняться наверх и сообщить им об этом или громко позвать. Обычно я выбираю второе. С целью экономии времени. То есть я кричу. Итак, мы используем крик для того, чтобы нас услышали, если кто-то находится далеко от нас.
Моя дочь увидела, что сын без разрешения зашёл в её комнату и даже у неё что-то взял. Обычно это касается кота, который спит в кресле. Но Вера кричит. Она возмущена. Нарушены её личные границы, и она их защищает. Можно сказать спокойно, но Вере скоро 15. У неё в самом разгаре переходный возраст, и по темпераменту она холерик. То есть эмоции зашкаливают. Да, мне тяжело выносить её крик. И я прошу её не так эмоционально проявлять свои чувства. Но это не помогает. Не может она пока по-другому. Но учится управлять своими эмоциями.
Мой сын делает д/з по белорусскому языку. Читает и не понимает задание. Нет у него ещё такого словарного запаса. Я спрашиваю, что не понятно, а в ответ слышу: "Подожди!". Мой ребёнок кричит. Что скрывается за его криком? Непонимание, страх. Ребёнку неприятен тот факт, что он чего-то не знает. Сергей - умный и амбициозный мальчик. Незнание чего-то бьёт его больно по самолюбию. И он пока не научился признавать тот факт, что знать всё невозможно. Нормально - ошибаться и учиться чему-то новому. Нормально - искать ответ и при необходимости просить о помощи. Мужчины не любят просить о помощи. Их учили быть сильными. Но ведь разве признание того, что ты чего-то не знаешь, не есть признак силы? Это сильный поступок умного человека. Только сильный человек может открыто признать свою слабость. И неправоту. И признать свои ошибки. Слабый (или маленький) кричит, чтобы скрыть свой страх.
Мой муж тоже иногда кричит. Обычно в тех же случаях, что и сын. Они оба сангвиники. И оба - мужчины. Только муж кричит гораздо реже сына. Чаще всего, когда его кто-то задел за живое. Обычно этот кто-то - я. Мы - друзья. А друзья не всегда говорят друг другу приятные вещи. Друзья говорят друг другу правду. А правда иногда "колет глаза". Женщины чаще обижаются, чем кричат, в таких случаях. Вот такие мы разные.
Все, кроме меня, в нашей семье очень эмоциональны. И поэтому мои домочадцы обычно говорят гораздо громче, чем я. Иногда это напоминает мне всё же не сильный, но крик. Мои дети частенько кричат друг на друга от возмущения!
Мой муж и я кричим на детей, если нам кажется, что они нас не слышат. Случается это, к счастью, не часто, но всё же. Помогает ли крик донести суть того, что мы хотим сказать? Очень в этом сомневаюсь. Крик друг на друга непродуктивен. Поэтому мы доносим нужную информацию нашему собеседнику лишь тогда, когда остынем и начинаем мыслить нормально. Когда мы говорим спокойно, мы в состоянии отделить зёрна от плевел.
Когда дети были маленькими и я находилась с ними 24/7, то понимала иногда, что у меня едет от них крыша. Мои дети - далеко не ангелы. Например, сын может позвонить мне за 60 минут моей работы 8 раз, чтобы пожаловаться на сестру. Или он ябедничает на неё, когда она дома. Дочка - подросток. Ей не нравится такой контроль со стороны младшего брата. А бабушки и дедушки не хотят брать к себе моих детей двоих одновременно. Только по очереди. Но ведь надо как-то "делать добрую маму", которая не кричит на своих детей. Я посвящу этой теме отдельную статью.
Я какое-то время работала в школе. По профессии я - учитель немецкого и английского языков. И я НИ РАЗУ НЕ КРИЧАЛА НА УЧЕНИКОВ. Я не кричу и на своих учеников и сейчас. Потому как я не вижу в крике смысла. Я вообще флегматик с хорошо поставленной речью, но не очень громким голосом. Чтобы меня услышать, должно быть тихо. По-настоящему тихо. И я уважаю себя и своих учеников. Всех. Без исключения. Поэтому я всегда жду, когда установится тишина, и только тогда говорю.
Помню, как я вела немецкий язык три последних года работы в школе в одном из классов. С 8 по 10 класс. То есть они пришли ко мне подростками. Кто работал с подростками или у кого дети сейчас в пубертатном периоде, знают, что это такое. И вот эти дети ждали, когда же я начну на них кричать. Я не вела у них в 11 классе, так как ушла из школы как таковой, но мои ученики так и не увидели меня кричащей. И дисциплина на моих уроках была всегда нормальная. Но это не значит, что дети сидели зашуганные. Нет. Я всегда стараюсь создать на своих занятиях доброжелательную атмосферу, где есть место и отличнице Кате, и троечнику Артёму. Для меня ценнен каждый ребёнок. Ибо он - человек. И он не обязан быть как все. Он обязан быть самим собой.
Но учителя кричат на детей. Это факт. А вот кричат по какой причине?
Я знала одну учительницу, которая только-только выпустилась из института. Она работала в школе первый год и никак не могла справиться с восьмилетними - десятилетними "дебилами" и "идиотами". Так молодой педагог называла детей, с которыми работала. В эту школу детей брали по определённым рекомендациям. Ученики этой школы были детьми городских чиновников, директоров, профессоров и доцентов. И IQ у многих из них был выше, чем у некоторых взрослых. А вот поведение было нормальным и не вызывающим, как можно было бы подумать. Я ведь с ними справлялась без крика. И другие учителя справлялись. Но молодому педагогу не хватало опыта в работе. Это первое. А второе, думаю, педагогика, психология и физиология прошли мимо неё, когда эта девушка училась в институте.
Другая моя коллега (и её подруги-учителя) тоже кричали на своих учеников. И на коллег, кстати, тоже. Эта учительница преподавала в школе химию. Дети чуть ли не в обмороки падали перед её уроками. Это была авторитарная властная женщина, которая была ещё и подругой директора. "Химичка" очень любила всех строить. У неё и её подруг даже была теория насчёт умственных способностей детей, которые родились в сентябре-октябре (отнимите 9 месяцев). Эти дети априори считались даунами (простите меня, пожалуйста, все, кто родился с этим синдромом или кто воспитывает солнечных детей, к Вам это не имеет отношения).
И последнее. Учителя кричат на детей из-за переутомления и эмоционального выгорания. Это сродни с криком родителей, у которых перегружена нервная система. Как выйти из этого состояния, я напишу в следующей своей статье.
Как видите, крик красноречив. В идеале, не стоит отвечать на крик криком. Тогда кричащий тоже будет говорить спокойно. Но об этом в следующей моей статье. Спасибо за внимание.
А Вы часто кричите? И если да, то по какой причине?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
#школа #отношения детей и родителей #ученик и учитель #психология