Алтайский край — исконно медовый регион. Его природное лакомство своим вкусом и целебными свойствами прославилось еще при Екатерине II. Сегодня местные пчеловоды ежегодно производят около 8,5 тысяч тонн ценного продукта. Это почетное третье место в России по объемам производства. Однако, эксперты отрасли уверяют, что на Алтае меда можно получать в десятки раз больше, и благодаря этому привлечь в регион миллиарды рублей инвестиций. «Автограф» выясняет, почему потенциал отрасли остается нераскрытым.
Медовая палитра
Васильковый, эспарцетовый, донниковый, акация, синяк и еще 15 видов монофлерного меда, то есть полученного с одного вида растений, а также мед полифлёрный — на основе таежного, горного или лугового разнотравья. Такую богатую флору можно встретить всего в нескольких местах планеты. Одно из них — Алтайский край, где производят 25 видов ценного лакомства. Некоторые его виды — такие как гречишный, молочай, дягиль — пользуются огромной популярностью. Большими партиями природный продукт закупают для пищевой (80% от общего объема) и фармацевтической (20% от общего объема) промышленности. На основе алтайского меда производят сотни разных товаров. Казалось бы, при таких возможностях местные пчеловоды должны просто утопать в роскоши, а доходы казны края непрерывно пополняться. Но пока это далекие от реальности мечты.
Уходят в тень
Алтайский мед до недавнего времени экспортировали в Китай, США, Канаду, Польшу, Казахстан и Белоруссию. К слову, иностранцы очень придирчиво подходят к вопросу качества меда, и в случае обнаружения в нем тех же антибиотиков, партию могут забраковать. В отличие от мировых, отечественные ГОСТы мягче, что на руку многим закупщикам. Московские и питерские фирмы нередко стараются приобрести продукт у нелегальных пчеловодов. Такие, в отличие от официальных пасечников, цену за мед устанавливают на порядок ниже, ведь им не обязательно подтверждать высокое качество товара. К тому же «нелегалы» освобождены от налогового бремени. Впрочем, многие пчеловоды, работающие «в серую», все же хотели бы «выйти из тени». Зарегистрировав свое пчелохозяйство, можно рассчитывать на государственную поддержку в виде грантов и компенсации расходов на приобретение техники — колесных тракторов, медогонок и ульев, содержание пчелосемей, а также покупку племенных маток и пчелопакетов. Но пока вариант выхода из теневого сектора отрасли большинство производителей меда считает неприемлемым. По их мнению, прежде нужно решить вопрос с рентабельностью пчеловодства в крае.
Цену делает бренд
Несмотря на то, что алтайский мед весьма востребован, цена на него варьируется от объемов производства. Чем больше получено лакомства, тем меньше за него просят. Желая окупить затраты, производители вынуждены (особенно в конце сезона) сбивать цену. А между тем, от такой зависимости можно было бы избавиться, — считают эксперты отрасли. По их мнению, алтайские пчеловоды «выйдут из тени» и начнут наращивать объемы производства меда, если будут уверены в том, что смогут сбыть товар по достойной цене. Гарантом такой защиты может стать бренд «Алтайский мед». Дело в том, что состав алтайского природного лакомства не имеет аналогов в мире. Мед содержит пыльцу множества лекарственных растений-эндемиков – они растут только на территории нашего края. И это наделяет его уникальными свойствами. Бренд «Алтайский мед» нужно просто грамотно защитить, и тогда производители фальсифицированного продукта не смогут продавать его под видом алтайского. А если за качество краснеть не придется, то и спрос на продукт значительно возрастет, а вслед за ним поднимется и цена.
Подделка на подделке
К сожалению, пока российский, в том числе алтайский рынок, завален фальсифицированным медом, который продают под маркой «Сделано на Алтае». По оценкам экспертов отрасли, в торговых центрах и на ярмарках продают до 90 процентов подделок. А все потому, что бренд «Алтайский мед» не защищен, то есть официально не зарегистрирован по химическому составу. В гражданском кодексе РФ прописано лишь НМПТ — наименование места происхождения товара. Свидетельство о регистрации НМПТ сегодня принадлежит коммерческой структуре. А это значит, что именно она определяет, кому из производителей можно указывать название местности в названии меда. Есть масса примеров, когда право на «алтайский мед» выдавали производителям из других регионов, что категорически запрещено. Вот и выходит, что мед, собранный, к примеру, в Новосибирске или Челябинске, продается под видом алтайского. Как следствие — недоверие покупателей, удар по имиджу нашего меда, а также всего Алтайского края.
Медовый щит
Так как же пресечь потоки поддельного меда и защитить местную торговую марку? Несколько способов решения проблемы предлагает председатель Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков продуктов пчеловодства Сергей Тастан. Он считает, что, прежде всего, нужно строго отбирать производителей, которые смогут использовать бренд «Алтайский мед». Право на такой отбор должно принадлежать исполнительной власти регионов, которая создаст специальные экспертные комиссии. В то же время предлагается исключить практику, когда какие-либо коммерческие структуры распоряжаются, кому использовать название местности в названии товара. При этом фактическое производство и юридическая регистрация должны происходить строго в границах Алтайского края.
Также экспертное заключение об особых свойствах меда предлагается выносить с участием профильных технических комитетов Росстандарта и общественных организаций. А за фальсификацию или контрафакт меда штрафы в разы должны быть повышены. При таком комплексе мер, резюмирует эксперт, пчеловодство станет куда более доходным бизнесом. «Покупателям всегда нравится, когда продукты рассказывают о своей истории и местности, откуда они транспортировались на прилавок. И есть немало людей, готовых заплатить за них дороже, чем за потоковые продукты. Товаров с географической привязкой в России сравнительно мало, потому что их производство ограничено одним регионом. Среди самых известных — тульские пряники, вологодское масло, адыгейский сыр, луховицкие огурцы, астраханские арбузы, белевская пастила и алтайский мед» — рассуждает Сергей Тастан.
«Сладкое золото»
Сегодня самый известный и раскрученный вид меда в мире — Манука. Его производят в Новой Зеландии. Килограмм Мануки в пересчете на российскую валюту стоит до 100 тысяч рублей. Алтайские пчеловоды убеждены, что наш мед по качеству, целебным свойствам, а также степени известности новозеландскому ничуть не уступает. Соответственно, и стоить должен не меньше, чем Манука. Достойная цена на лакомство в итоге повысит рентабельность пчеловодства, а значит и привлечет в регион инвесторов, которые вложат в развитие отрасли миллионы, а то и миллиарды рублей.