Дурак дураку рознь.
В реальной жизни дурак - это катастрофа. Ведет себя непредсказуемо, реагирует неадекватно, здравым смыслом ввиду отсутствия такового не руководствуется совершенно. Помните, мы как-то обсуждали на этом канале 5 законов глупости? Если не помните, почитайте вот здесь, это многое в жизни объясняет.
Другое дело дурак в литературе или тем более в народном фольклоре. Вот, к примеру, герой множества русских сказок Иван-дурак, если разобраться, оказывается не таким уж и глупым. То есть, возможно, с общепринятой точки зрения, он несколько "того", но зато это говорит о яркой индивидуальности, не зависящей от общественного мнения.
Такой герой ведь почему дурак? Потому что не стесняется быть самим собой, не стремится к тому, что важно другим, а идет всегда не прямым, а этаким затейливым, неочевидным, одному ему понятным путем.
Вы наверняка замечали, что истории о глупости нередко оказываются весьма обаятельными, а дураки в них выглядят вовсе не раздражающе, а напротив вполне себе симпатично. Вспомните хотя бы князя Мышкина, роман о котором Достоевский незатейливо озаглавил "Идиот". Ведь милейший человек, что бы там о нем ни думали окружающие.
Хотя в нашем случае несколько ближе к теме будет Форрест Гамп из фильма Роберта Земекиса. Этот человек выглядит как ненормальный, говорит как ненормальный и ведет себя временами соответствующе.
Однако во всем этом есть своя парадоксальная логика.
Если не сказать мудрость.
В точности как у жителей Хелема, который, кажется, населен одними Форрестами Гампами.
Мне кажется несправедливым, что о несуществующих "сионских мудрецах" слышал каждый, а о реальных хелемских не помнит почти никто. Разве что очень начитанные люди. При этом забавно, что нередко мы употребляем шутки или пересказываем анекдоты, родившиеся именно благодаря этому местечку.
Хелем - это искаженная на идише версия названия Хелм (то есть холм), польского городка, в котором начиная с 14-го века образовалась большая еврейская община. На идише "хелем" (חלם) означает "сновидение, мечта", что очень символично, учитывая репутацию горожан.
Была такая занятная история, когда в Европе произошел очередной всплеск юдофобии и евреев стали выселять из Франции и Англии, а в Германии великий реформатор Мартин Лютер призывал разрушать еврейские дома и жечь синагоги (душевный был человек, истинный христианин), гораздо более просвещенный польский князь Болислав V призвал изгнанников на свою землю, чтобы те оживили торговлю и ремесла. Именно так на территории современной Польши возникли те многочисленные еврейские поселения, часть которых с конца 18-го века достанется России. Подробнее обо всем этом читайте здесь.
Так вот в Хелме (или в Хелеме, как он чаще упоминается в историях) поселились, согласно фольклору, самые глупые люди. То есть, возможно, были они поначалу вполне обыкновенными, но потом выронил пролетающий ангел один из мешков и - вот вам результат.
Евреи в Хелеме в его лучшие времена составляли половину населения. Дела в городке и вправду шли успешно, процветала коммерция, развивались ремесла, особенно кожевенное дело, были свои гимназии и синагоги, свои банки, свои типографии и выпускалось целых три газеты на идише.
Так что, видимо, не такими уж и глупыми были горожане.
Некоторые истории характеризуют хелемцев не как глупцов, а как мечтателей, фантазеров и людей, руководствующихся, мягко говоря, своеобразной логикой.
Жизнь здешних евреев, независимо от того, глупы они были или мудры, безоблачной не была, как, собственно, жизнь любого еврейского местечка. Заявлялись сюда с погромами и казаки Хмельницкого, практически разрушившие город, и московские войска во время русско-польской войны, да и местные поляки временами отводили душу, привычно грабя и убивая евреев.
Но, как я уже рассказывал в статье о еврейских анекдотах (читайте вот здесь, если пропустили), юмор - единственное утешение человека, которого лишили всего. То есть правильнее было бы сказать, что утешения всегда два - вера и юмор. Но вера дает надежду на справедливое воздаяние в отдаленном будущем, а вот способность смеяться - над собой и над обстоятельствами - дает силы пережить испытания прямо сейчас.
Что бы ни случалось, превращайте это в анекдот. Как говорил мудрый Бен Каплан в другой моей статье (вот в этой), когда смешно, уже не так страшно.
К началу Второй мировой войны в Хелме проживало 14 тысяч евреев. В сентябре 1939 года город сначала заняли части Красной армии, но спустя почти месяц отступили, уведя с собой в эвакуацию 1800 евреев, большинство из которых в этом изгнании погибли.
Немцы, пришедшие в город в октябре 39-го, учредили тут крохотное гетто, а вскоре построили неподалеку концлагерь Собибор, куда и свезли местных евреев (за исключением, как говорят, нескольких рабочих в городской тюрьме).
И не стало ни хелемских мудрецов, ни хелемских глупцов. Все эти странные, наивные, смешные и парадоксальные люди обратились в ничто, в прах и дым над крематорием.
Выжили от силы сто человек, да и те в 50-е годы разъехались кто в Израиль, кто в Америку. Того самого полусказочного Хелема больше не существует.
Он жив лишь в сохранившихся легендах, анекдотах и основанных на них авторских произведениях. Считается, что первым, кто создал сборник хелемских историй на идише в 1867 году, был писатель Дик Айзик Меир, хотя подлинность его авторства не доказана.
В свое время успехом пользовался спектакль Михаила Гершензона "Хелемские мудрецы", который нередко ставился в еврейских театрах Советского Союза.
А еще о хелемцах писали Савелий Баргер, Абрам Витебский и, конечно, нельзя не вспомнить автора знаменитой "Зеленой кареты", поэта Овсея Дриза, писавшего на идише, который прославил Хелем (автор называет его Хелом) в целой серии чудесных мудрых детских стихотворений.
"Трудно поверить, не спорю я с вами,
Но хеломцы баню построили сами
(Искусные плотники были в местечке).
Турецкая баня стоит возле речки,
Стены сосновые, пол земляной!
Но что там за шум? Что за крики в парной?
Пол заливают, и постепенно
Все оказались в грязи по колено.
Семь дней и ночей мудрецы рассуждали,
Смотрели картинку в столичном журнале.
Надо же было что-то решить!
И старцы сказали: - Полы настелить!
- Конечно, полы настелить нам несложно,
Но ежели доски строгать как положено,
Все будут скользить и ещe на пороге
Переломают руки и ноги.
А ежели доски совсем не строгать,
Может несчастье случиться опять:
На досках растут, извиняюсь, не розы
И не сирень, а сучки и занозы...
Трудно поверить, не спорю я с вами!
Но самый мудрейший, сверкая очами,
Плотнику подал мудрейший совет,
Какого не слышали тысячу лет:
- Доски строгать ты строгай, не ленись!
Но только клади их строганным вниз.
Трудно поверить, но в бане турецкой
Моются люди с тех пор по-турецки:
С железными шайками, как в облаках,
Сидят они... в валенках и в башмаках."
*Комментарии приветствуются, но каждый комментатор сам выбирает стиль общения: на вежливые высказывания реагирую с уважением, на хамство и агрессию отвечаю адекватно. Если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите.
**Подписывайтесь на мой канал на Sponsr.ru, там еще больше интересного.