Иван III был серьёзным политиком, с большими амбициями – мы до сих пор живём в государстве и мире, созданным по лекалам этого великого человека. Поэтому и собор ему нужен был самый большой, самый высокий, самый красивый. И стены! И башни! Это влияло на статус государства.
Приехал и Антонио Солари с бригадой, строить самый мощный замок в Европе. И ведь построили – самое неприступное фортификационное сооружение, которое никто уже взять не смог.
Для этого и завод кирпичный возвели неподалёку, дело пошло. Когда стены до верха стали возводить – задумались – какие мерлоны делать. Многие замки в Европе имеют такие же ласточкины хвосты, но есть и другие – круглые, прямоугольные, остроконечные. В Италии ещё в 12 веке разгорелось противостояние между гвельфами (сторонниками Папы и признавшими духовную власть выше царской) и гибеллинами(сторонниками царской власти). Конфликт был серьёзным, и чтобы подчеркнуть приверженность своей стороне, зубцы на замках гвельфов были прямоугольные, а на замках гибеллинов – московские ласточкины хвосты!
Исторический анекдот гласит, когда Антонио Солари и иже с ним прибыли в Москву в 1485 г для постройки стен и башен, то решили, что наш Иван III (да и Митрополит) уж точно не за Папу! – поэтому на стенах появились ласточкины хвосты в духе гибеллинов. Многие думают, что они имели практическое значение и использовались как опора для огнестрельных орудий. Однако их высота 2-2,5 метра и стрельба «через хвост» невозможна. Для этого в зубцах видны такие дырочки – бойницы! Ещё можно заметить машикули – известные как навесные стрельницы или варовый бой. Эти направленные вниз отверстия на специальных консолях позволяли простреливать пространство у подошвы стены.
«Ласточкины хвосты» стали символом столицы, и мы даже забываем, что прообразом для постройки послужил замок Сфорца в Милане, спроектированный Антонио Филаретте, одно время работавший с Фиораванти.
А что вам напоминают навершия стен Кремля?