Высокие темпы развития технологий – один из трендов здравоохранения. Часто технология появляется, а специалистов, которые умеют ей пользоваться, ещё нет. Нужны врачи, способные работать в высокотехнологичном мире, постоянно осваивать новое, видеть перспективу. Поговорим о том, способна ли действующая система непрерывного медицинского образования обеспечить прогрессирующую квалификацию врачей.
Система и проблемы НМО
Сегодня мало проходить курсы повышения квалификации один раз в пять лет, как раньше. Технологии настолько быстро развиваются, что уже через год информация устаревает. На портале непрерывного образования Минздрава зарегистрировано более 2,6 млн пользователей, 1500 организаций, около 83 тыс. программ повышения квалификации и 6 тыс. интерактивных образовательных модулей.
Более 1,7 млн медработников участвуют в мероприятиях, получают баллы НМО. Охват неплохой, если учесть, что численность только врачей всех специальностей в России по данным Росстата на конец 2020 года – более 730 тыс. человек.
Учитывая географию нашей страны, возникает вопрос – возможно ли организовать одинаково эффективные условия для повышения квалификации и непрерывного образования.
Каждую пятилетку врачи и средний медперсонал должны пройти аккредитацию и получить свидетельство. Чтобы остаться в строю, нужно набрать не менее 250 баллов – зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ). И не раз в 5 лет перед аккредитацией, а по 50 ЗЕТ в год.
Такое оправдано, если учесть темпы развития медицины и обновления информации. При этом 36 часов – это «формальное» образование, т.е. курсы повышения квалификации и 14 часов – «неформальное»: интерактивные модули и специальные мероприятия.
Проблемы НМО
Врачи отмечают, что в большинстве случае расходы приходится оплачивать самостоятельно. Возможности учиться за счет клиники ограничены. К тому же командировочные никто давать не стремится и оплата конференций, семинаров, курсов также ложится на плечи врачей. Часто заниматься вынуждены в нерабочее время. А если доктор идет на курсы, уезжает на конференцию, то это потеря рабочих часов, пациентов.
Нехватка времени – проблема для многих. На форумах врачи рассказывают истории, как им приходится перемещаться с телефоном по клинике, слушать лекции и одновременно пытаться работать.
Учебный отпуск и материальная компенсация решили бы эту проблему.
Есть учреждения, которые направляют специалистов на любые платные лекции и курсы по выбору. Но их единицы. В городах, где есть медицинские вузы, бывают бесплатные курсы. Но для людей из глубинки это тоже дополнительное время и расходы: нужно приехать, потратить деньги на жилье. Бесплатные курсы врачи критикуют из-за устаревших данных, низкого качества. Информация часто повторяется.
Специалисты жалуются, что, приехав на бесплатную конференцию в другой город, они попадают на мероприятие, которое спонсирует фармкомпания. Приходится несколько часов слушать доклады о лекарственных средствах, а информации по профилю минимум – она просто выдернута из учебников. Свои баллы врачи получают, но знаний не прибавляется.
Материалы должны отсеиваться в специальном совете по НМО.
Несмотря на внедрение цифровых технологий, интернета, многие врачи не имеют свободного доступа в сеть. Особенно это касается отдаленных сел, где к тому же часто работают пожилые врачи. Они находятся в условиях, где даже при большом желании не могут участвовать полноценно в процессе НМО. При этом руководство обязывает их получать баллы. Обучение становится личной проблемой доктора.
Врачи, часто вынужденно, пользуются услугами посредников. Такие брокеры от образования ведут ЛК на портале НМО, подбирают курсы, где можно накопить баллы, регистрируются и даже присутствуют на них.
О том, как это влияет на уровень образованности и осведомленности врача о новых технологиях даже говорить неуместно.
Важен вопрос государственного регулирования. Если государство заботится о качестве медицинской помощи, образованности врачей, привлечении студентов в вузы, то должно если не полностью финансировать последипломное образование, то как минимум обеспечить условия для его получения.
Баллы НМО – подтверждение профессионализма или формализм
Вокруг баллов идут давние споры. Конечно, важны знания и навыки, а баллы – это система координат, которая показывает, соответствуешь нормативам или нет. Они важны не только для оценки уровня специалиста, но и для понимания им самим:
- все ли материалы пройдены;
- усвоена ли информация;
- готов ли к практике.
Если есть требования к повышению квалификации, но нет релевантных курсов или доступа к ним, то врач пройдёт формальное обучение, получит баллы, и куда с ними дальше? Он снова вернется в кабинет, но система здравоохранения от этого не выиграет. Качество лечения не улучшится. НМО должно исключить формализм в образовании.
Членство в Национальной Ассоциации управленцев сферы здравоохранения – это возможность менять систему в целом и использовать лучшие практики в своей клинике. Заходите на сайт Ассоциации, чтобы узнать, как стать одним из тех, кто влияет на развитие российской медицины.
Подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии – какие форматы НМО считаете эффективными.
Читайте ещё: