Найти в Дзене

Математика. Как проще?

Так сложилось, что математика в школе среди большинства учащихся считается одним из трудных предметов. Безусловно этот предмет требует определенных способностей, развить которые не всегда просто. Но я убеждена, что намного упростить изучение математики, алгебры и геометрии и других направлений этого предмета вполне реально. Дело в том, что математику нельзя изучить, как набор правил, определений, утверждений. Здесь их настолько много, что уместить все в памяти довольно сложно. Это как запомнить пять сотен не связанных друг с другом слов, да еще не имеющих конкретных образов. То есть зубрежка не даст больших и даже средних результатов. Так уж устроена наша память, что лучше запоминаются цепочки как-либо связанных друг с другом элементов, представляемых в ярких образах. Тогда вспомнить нужно только первый, а за ним развернется в памяти и вся последовательность. Поэтому первое, что необходимо сделать, это привязать каждое математическое понятие к реально существующему объекту, либо к уже

Так сложилось, что математика в школе среди большинства учащихся считается одним из трудных предметов. Безусловно этот предмет требует определенных способностей, развить которые не всегда просто.

Но я убеждена, что намного упростить изучение математики, алгебры и геометрии и других направлений этого предмета вполне реально.

Дело в том, что математику нельзя изучить, как набор правил, определений, утверждений. Здесь их настолько много, что уместить все в памяти довольно сложно. Это как запомнить пять сотен не связанных друг с другом слов, да еще не имеющих конкретных образов. То есть зубрежка не даст больших и даже средних результатов.

Так уж устроена наша память, что лучше запоминаются цепочки как-либо связанных друг с другом элементов, представляемых в ярких образах. Тогда вспомнить нужно только первый, а за ним развернется в памяти и вся последовательность.

Поэтому первое, что необходимо сделать, это привязать каждое математическое понятие к реально существующему объекту, либо к уже известному понятию.

Простой пример, который каждый из нас проходил в детстве.

Число для дошкольников и в начальной школе, это натуральное число. Оно обозначает количество. Поэтому считаем все подряд перекладывая и перебирая, привязывая понятие числа к количеству любых объектов, шагов, измеряя расстояние, взвешивая на весах, считая секунды, минуты, часы. Сравниваем числа, через количество объектов, длину, вес, время.

Когда понятие числа освоено, переходим к самым простым и обыденным действия над этими числами: складываем и вычитаем. Накладывая их на образы событий, отражающие увеличение чего-то или уменьшение.

Вот прилетело две птички, их стало больше на две, посчитаем сколько стало. На линейке добавьте к какой-то длине 3 см. Сразу видно сколько получилось. И так далее.

Эти действия надо прожить и прочувствовать на самых разных примерах, сначала работая с предметами, вещами, измерениями, а затем переходя на ментальный счет, когда эти реальные объекты переносятся в представление. Множество раз пересчитывая одно и тоже в разных формах, с разным содержанием, результаты запоминаются сами собой. Хотя термин «запомнится» здесь не подходит, просто эти действия в уме будут выполнятся очень быстро.

Как только ребенок освоил эти простые действия. Точно может объяснить, что такое 5 + 5 и почему в результате будет 10. Умеет легко складывать и вычитать в уме числа хотя бы в пределах двадцати. Можно переходить к действию умножения, которое прочно увязывается с действием сложения. Ведь оно, в основе своей, и есть сложение, только многократное.

И снова принимаемся за кропотливое исследование этого действия с помощью предметов, объектов, переводя умножение в сложение и обратно. В итоге таблица умножения не заучивается, а быстро считается в уме, используя разные способы, основанные, как на понимании, что умножение – это есть сложение, так и на простом наблюдении и выявлении закономерностей. Такие способы вы можете найти в моей книге «Таблица умножения: способы запоминания» (найти ее можно пока только в электронном варианте на Литрес https://vk.cc/cdOQbu).

Этот пример распространяется на любую тему из школьной математики.

Поэтому для успешного освоения этого предмета необходимо понимать все возможные взаимосвязи между понятиями, правилами и утверждениями. А также видеть разные подходы и способы к решению одной и той же задачи. Для этого необходимо обобщение и структурирование всего материала, который дети проходят в школе. Сделать это можно при помощи схем и таблиц. Вот их-то я и буду разбирать и публиковать в своих статьях.

Кому может пригодиться такой подход?

Любой школьник может воспользоваться этими материалами, для повторения и обобщения пройденного за год или за несколько лет. Особенно это будет полезно тем учащимся, которые готовятся к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ. А также родители и учителя могут использовать для помощи своим детям и ученикам.