Come to think
It can't last
Only if
We resist
Меня всегда смущало и даже отталкивало, когда музыка становилась средством для достижения какой-то общественной полезной цели (политической, экологической, какой угодно).
В то время как она может, а в ряде случаев и должна нести какой-то заряд, мысль, направленность на изменения, повышение внимания к насущным проблемам, всё же должно сохраняться и само музыкальное ядро. Так, чтобы, например, человек, не понимающий язык, на котором исполняется песня, мог проникнуться чисто только этим содержанием.
И исполнителей, которые с равным успехом могут совместить в своём творчестве музыку и мысль в виде социального посыла, не так уж и мало (Roger Waters, U2, R.E.M., Rage Against The Machine, Sting, Metallica – далее по списку). Но каждый раз, когда это происходит, мозг всё равно начинает совершать операцию по расчленению песенного организма (этакую вивисекцию), чтобы посмотреть, как всё устроено, а затем собрать снова. Если всё хорошо, то организм оживает. Если нет – остаётся что-то одно.
Австралийцы Midnight Oil большую часть своей карьеры являлись своеобразным рупором, но не поколения, а коренных народов. И они настойчиво проводили мысли об их изначальном угнетении, необходимости прощения, преподношения и примирения в отношении этих товарищей. Попутно затрагивая массу тем: от общественно-политических до экологических и пацифистских.
Начиная с непримиримого паб-панк-рока, стиль команды обогатился хард-рок и поп-элементами, заимствовав немного от каждой эпохи. Поэтому в них равным образом сочетаются эксперименты и хлёсткость The The с томной танцевальностью и страстью INXS.
Порой группа била наотмашь и в яблочко (возьмите Beds Are Burning и весь Diesel and Dust как пример гранитно-яркого высказывания), а порой заодно и экспериментировала (как на Redneck Wonderland), иногда выдавала созерцательные и умиротворённые записи (Earth and Sun and Moon). Но лично меня они мало чем зацепили и я склонен рассматривать их больше как австралийскую диковинку, добившуюся локального успеха, чем полноценную всемирную творческую единицу. Со мной могут поспорить многие великие музыканты, указывая на недооценённость группы, но я останусь при своём мнении, признавая, правда, что Midnight Oil точно не стоят на месте, постоянно пытаясь что-то донести и сделать музыкальную форму лучше (возьмите хоть The Makarrata Project – пример любопытного, но неоднозначного объединения музыки с политическим заявлением).
И вот – новый альбом. Я снова ждал чего-то основательно-заявительного и музыкально-недоделанного, но был совершенно обескуражен явленным диском. Смею заявить, что Resist – лучший во всей дискографии австралийских борцов за всё хорошее!
Что всегда немного недоставало их музыке, на мой взгляд – так это раскрученности и мелодизма. Беда с первым – во многом плод усилий самих музыкантов, не идущих на компромиссы и представляющих редкий пример музыкальной принципиальности и творческой независимости.
А вот со вторым всё куда сложнее. Группа будто бы постоянно находится на стыке мейнстрима и андеграунда, тяготея к арт-хаусу, но используя рок-стандарты.
Resist закрывает этот второй вопрос раз и навсегда. Из представленного набора двенадцати страстных, проникновенных и будоражащих восприятие мелодий складывается цельный мини-курс по самым ярким моментам творчества австралийских дедов с вечно приклеенными к рукам транспарантами.
Начиная с обманчиво-созерцательной Rising Seas – хард-рок-гимна, по силе нисколько не уступающего их же великой Beds Are Burning, группа стремительно возвращается к корням, выдавая заборный панк-рок на The Barka-Darling River. Но и это оказывается изящной уловкой, ибо у композиции обнаруживается второе дно и она вдруг превращается в пронзительный госпел, постепенно и на этом поприще набирая обороты. В результате на свет рождается рок-симфония, несущая приговор многим современникам:
Who left the bag of idiots open?
Who drank the bottle of bad ideas?
Who drew the last drop from the bottom?
Good people
Good people are forgotten
Кто оставил сумку с идиотами открытой?
Кто выпил бутылку плохих идей?
Кто извлёк последнюю каплю со дна?
Хорошие люди,
Хорошие люди забыты.
А вот дальше случается интересная смена ролей – учителя берут урок у учеников. В своё время Майкл Стайп признавался, что Midnight Oil оказали влияние на R.E.M., служили примером и источником вдохновения. Как связь и дань этому можно привести Tarkine и At The Time of Writing – по-хорошему типичные R.E.M.-овские треки из разных временных отрезков этой замечательной команды. Но выполненные в своём оригинальном ключе, лирическом, прежде всего.
At The Time Of Writing демонстрирует уже самим названием, что времени нет:
We better get together or we'll end up on the roof with a shotgun
Because a chance, we've only got one
Нам лучше собраться вместе, или мы окажемся на крыше с дробовиком,
Потому что шанс у нас только один.
Nobody’s Child бьёт и попадает в современную струю поп-электроник-рока, а припевам могли позавидовать такие его яркие и молодые представители, как The Killers или The Struts. Но хит идёт в копилку ветеранам, попутно совершая срез сегодняшней действительности и описание двух мировых порядков:
Still waters run so deep
Your kingdom walls so steep
Nobody's child is coming home
Тихие воды текут так глубоко.
Стены твоего королевства такие крутые.
Ничей ребёнок не вернётся домой.
В To the Ends of the Earth столько скрытой силы и внутреннего простора, что песня просто дышит – как бы вопреки поставленному обществу диагнозу:
We
We wake in a dream
Staring at screens
Choose apathy
Мы,
Мы просыпаемся во сне,
Уставившись на экраны.
Выберите апатию.
Lost At Sea в который раз обращает внимание на проблему коренных народов (Then the sons of white Australia came with guns, and pushed us back to sea – Потом пришли сыны белой Австралии с оружием и отбросили нас обратно в море), ну а кредо группы – в We resist, во всём её стоическом музыкальном и лирическом облике, берущим за самое нутро.
Сопротивление и надежда – вот какие две темы пронизывают альбом. Питер Гаррет тут поёт настолько проникновенно, насколько это возможно в его возрасте, передавая все оттенки и легко перемещаясь по всему спектру эмоций – от нежности до ярости.
На альбоме нет практически ни одной проходной песни и его нужно слушать ОТ и ДО.
А ещё у меня возникло желание вернуться к дискографии Midnight Oil – видимо, я что-то упустил. Ведь не зря их так хвалят коллеги и уж точно не на пустом месте выходят такие записи, как эта.
Оценка: 4,5/5
Источник изображений: www.discogs.com