Найти в Дзене
Роман Апрелев

Отличная “морская” книга, по которой вскоре выйдет фильм

“Три минуты молчания” это роман Георгия Владимова о команде рыболовного траулера, попавшей в переделку в море. Книга хороша не только описанными приключениями. В отличие от Жюля Верна это еще и настоящая литература. Не только страницы со штормом проглатываешь, но и разговоры “за жизнь”. Советская критика, как она это умела, разгромила “Три минуты молчания”, что лишь служит лишним подтверждением: вещь стоящая. И правдивая. Вроде, почти авантюрный роман, но замечательно показана психология небольшой группы. Кто-то дружен, кто-то с кем-то на ножах. А в экстремальных условиях все наружу выплескивается. Сеня Шалай хотел завязать с арктическими морями, вернуться в родной Орел. Но промотал все скопленные деньги, да еще собутыльнички обчистили. Пришлось снова наниматься на судно, идти за рыбой на заработки. Компания разношерстная: тут и бывалые моряки, и студенты-романтики. Тут и тяжелая рутина, и разгильдяйство, и преодоление себя. Вот только Сеню гложет мысль: а ради чего они убиваются в это

“Три минуты молчания” это роман Георгия Владимова о команде рыболовного траулера, попавшей в переделку в море. Книга хороша не только описанными приключениями. В отличие от Жюля Верна это еще и настоящая литература. Не только страницы со штормом проглатываешь, но и разговоры “за жизнь”.

Советская критика, как она это умела, разгромила “Три минуты молчания”, что лишь служит лишним подтверждением: вещь стоящая. И правдивая. Вроде, почти авантюрный роман, но замечательно показана психология небольшой группы. Кто-то дружен, кто-то с кем-то на ножах. А в экстремальных условиях все наружу выплескивается.

Сеня Шалай хотел завязать с арктическими морями, вернуться в родной Орел. Но промотал все скопленные деньги, да еще собутыльнички обчистили. Пришлось снова наниматься на судно, идти за рыбой на заработки. Компания разношерстная: тут и бывалые моряки, и студенты-романтики. Тут и тяжелая рутина, и разгильдяйство, и преодоление себя. Вот только Сеню гложет мысль: а ради чего они убиваются в этом стылом океане? Приходят в порт, спускают все заработанное, чтобы снова отправляться по волнам?

-2

И каждому близки и понятны эти режущие прямотой размышления моряка: “Мы - шваль, сброд, сарынь, труха на ветру. И это нам - за всё, в чем мы на самом деле виноваты. Не перед кем-нибудь - перед самими собой. За то, что мы звери друг другу - да хуже чем, они, те - если стаей живут - своим не грызут глотки. За то, что делаем работу, а - не любим ее и не бросаем. За то, что живем не с теми бабами, с какими нам хочется. За то, что слушаемся дураков, хоть и видим снизу, что они - дураки”.

-3

Вот в этой незамысловатой исповедальности и притягательность романа. Англо-канадский писатель Артур Хейли прославился производственными романами, суть которых видна из одних заголовков: “Отель”, “Аэропорт”, “Вечерние новости”. В СССР на такую литературу вообще б внимания не обратили, ибо производственный жанр был у нас очень распространен и никто его всерьез не воспринимал. Обязаловка, как сентябрьская поездка “на картошку”. Тут тоже в деталях показана работа матроса. И ты находишься в полной уверенности, что Владимов-то не один рейс сделал. А он окончил юрфак, сразу пошел в литературу и критику. Сухопутный книжный человек - не Конрад, не Мелвилл, не Конецкий. А проза пропитана морскими брызгами. “Три минуты молчания” очень талантливая книга, и скоро мы сможем увидеть ее экранизацию. Фильм снимает Борис Хлебников, это внушает большие надежды.