Найти в Дзене

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга

Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге был создан в 1856-1859 гг. по повелению его сына - императора Александра II.

Памятник Николаю I был установлен на Исаакиевской площади, между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором.

-2

-3

Проект памятника принадлежит архитектору Огюсту Монферрану.

Известному по возведенному по его проекту Исаакиевскому собору и Александровской колонны на Дворцовой площади.

Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.

-4

Скульптором фигуры коня и императора является Петр Клодт.

Конной натурой послужил любимый конь императора Николая Павловича – Амалатбек.

Огюст Монферран не дожил до открытия памятника, он скончался в 1858 году.

-5

Открытие памятника состоялось 25 июня 1859 года.

Сохранились рабочие наброски, которые свидетельствуют, что первоначально Петр Карлович Клодт хотел показать императора, сидящего на спокойном коне.

Однако скоро отказался от этой идеи.

Вместо этого памятник Николаю I на Исаакиевской площади был выполнен в виде гарцующего коня и вытянувшегося в струнку царя на нем.

Самодержец изображен в парадной форме конного гвардейца.

Его фигура по-военному спокойна и строга, что не мешает памятнику выглядеть не только грациозно, но и помпезно.

Четыре барельефа украшают пьедестал памятника.

Три из них выполнены Н.А. Ромазановым а один Р.К. Залеманом.

Барельефы рассказывают о знаковых событиях царствования Николая Павловича.

-6

1825 год – император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания на Сенатскую площадь и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II);

-7

1831 год – император обращается к народу на Сенной площади вовремя так называемого «холерного бунта»;

1832 год – император награждает М. Сперанского орденом за издание «Полного собрания законов Российской империи»;

-8

1851 год – император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге.

Пьедестал памятника украшают четыре аллегорические женские фигуры работы Р.К. Залемана.

Олицетворяющие силу, мудрость, правосудие, веру.

-9

-10

-11

-12

Головы женских фигур являются портретами императрицы Александры Федоровны и дочерей императора – Марии, Александры и Ольги.

Между двумя передними статуями расположен государственный герб Российской империи, под которым расположена надпись «Николаю 1 императору Всероссийскому 1859».

На отливку статуи ушло около 1300 пудов (23,1 тонны) бронзы.

Общая высота памятника – более 16 метров.

Для своего времени памятник считался техническим чудом.

-13

-14

-15

Это была первая в Европе конная статуя поставленная на две точки опоры.

Впервые этот прием был использован при создании памятника президенту Джексону перед Белым домом в 1852 году.

Ранее считалось что памятник держится только за счет точного математического расчета его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби.

Но при реставрации памятника в 1980 годах дроби внутри скульптуры обнаружено не было.

Чтобы уравновесить полую бронзовую статую был утяжелен круп коня.

Кроме того сквозь весь постамент до самого основания памятника проходят опорные столбы под задними копытами коня.

Пьедестал памятника работы Огюста Монферрана изготовлен из карельского шокшинского кварцита и белого итальянского мрамора.

Цоколь выполнен из сердобольского гранита.

После Октябрьской революции неоднократно поднимался вопрос о сносе памятника.

-16

Но благодаря искусствоведам монумент был признан шедевром русской инженерной мысли.

В 1930 годах была демонтирована ограда памятника.

Восстановили ее в 1994 году по проекту архитектора С.В. Ивонина, инженера А.Н. Воронина на заводе «Монументскульптура».

А фонари установленные рядом с памятником, по праву можно считать самыми красивыми фонарями Санкт-Петербурга.

-17

-18

-19

В годы Великой Отечественной войны, памятник Николаю I был закрыт мешками с песком.

Не легендой а фактом является то, что памятник Николаю I и Петру Великому на Сенатской площади «Медный всадник» установлены на одной оси.

-20

Разделены они между собой Исаакиевским собором.

Говорят, что на следующий день после установки памятника на сгибе передней правой ноги коня появилась табличка с надписью «Не догонишь».

Вскоре в городской лексикон вошла поговорка – «Дурак умного догоняет да Исаакий мешает».

А.С. Пушкин в своем дневнике написал фразу ставшую крылатой.

«В нем (НиколаеI), много от прапорщика и мало от Петра Великого».

Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге быстро стал одним из многочисленных символов Северной Пальмиры.

-21

-22

Он дополняет образ Исаакиевской площади, которая благодаря множеству важных культурных объектов является главной в городе наравне с Дворцовой.

Этот изящный памятник часто используется в филателии и разных видах искусства как лицо Петербурга.

-23

Панорама площади со скульптурой и собором остается одним из самых красивых видов в городе.