Найти тему

Что значит «сделать карьеру»?

Успешность карьеры ассоциируется с престижным положением в обществе и высоким доходом. Если вы уже добились этого, появляются новые карьерные установки - сделать свое положение весомее и стабильнее, подняться на следующую ступеньку служебной лестницы, увеличить доход.

Карьера не всегда заключается в постоянном должностном росте. Если вы занимаетесь интересным и доходным делом, имеете постоянную и неизменную должность, которая вас устраивает – возможно, вы сделали хорошую карьеру.

Различают два основных типа карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в течение своего профессионального пути проходит различные этапы: получение специальности, поступление на работу, профессиональное развитие, овладение новыми профессиональными умениями, усовершенствование профессиональных навыков, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.

Внутриорганизационная карьера охватывает последовательную смену этапов развития работника в одной или нескольких организациях. Она реализуется в таких основных направлениях как:

Вертикальная (специалист – начальник отдела – руководитель направления, руководитель организации).

Строительство карьеры «по вертикали» – стезя профессиональных «экстремальщиков», ищущих острые ощущения от новых мест работы, новых задач и новой ответственности. Такие карьеристы должны быть очень честолюбивыми и энергичными, мобильными и целеустремленными. Они должны постоянно находиться в состоянии анализа самого себя, своих желаний и возможностей. Их удел – постоянная работа над собой, работа с новым персоналом и с новыми управленческими ситуациями. Если уж они идут на смену места работы, то только в силу личных обстоятельств, или же в силу невозможности дальше строить на старом месте желаемую карьеру, или же в силу открывающихся на новом месте новых карьерных возможностей. Они постоянно должны бросать вызов себе и окружающим, обстоятельствам и своим возможностям. Однако и такой карьерист должен проявлять высокую лояльность к каждому месту работы, поскольку даже «большой город в чем-то оказывается маленьким», постольку карьерный рост зачастую требует с прежних мест работы рекомендаций и отзывов.

Горизонтальная (бухгалтер по работе с первичной документацией – бухгалтер-кассир – бухгалтер-экономист).

Горизонтальная карьера («карьера вширь») – это определение более широкого круга обязанностей и полномочий на прежнем месте работы; возможность по совместительству руководить проектом или преподавать, в первую очередь, в собственной организации; вхождение в круг сособственников фирмы, а также вхождение в общественный совет, созданный при руководстве фирмы или каком-либо властном органе: расширение полномочий, ответственности, повышение статуса, увеличение бонусов и прямой оплаты труда.

Для строительства такой карьеры сотрудник должен быть, во-первых, активным, инициативным, демонстрировать свою заинтересованность в такой карьере руководству, во-вторых, проявлять высокую лояльность к организации, в-третьих, профессионально выполнять свои служебные обязанности и прикладывать усилия к профессиональному росту. Рано или поздно такие правильные действия будут замечены и отмечены.

При прокладывании горизонтальной карьеры сотрудник не испытывает особого дискомфорта, поскольку все в его профессиональной жизни проходит путем «эволюционных перемен», без частых стрессовых ситуаций вхождения в новую для себя должность или в новые коллективы. «Горизонтальные карьеристы» со временем становятся профессионалами высочайшего уровня, с большим общественным статусом в коллективе, они полностью уверены в себе и не теряются на рынке труда (более того, за ними нередко начинается охота со стороны рекрутеров и конкурентов). Но, как и во всем горизонтальном, карьерные возможности при этом ограничены.