Найти тему
Священник Игорь Сильченков

Кто первым назвал себя рабом Божиим? Три уровня общения с Богом.

Некоторые слова в Церкви становятся настолько привычными, что часто забываешь, что они значат. Так и с выражением «Раб Божий». Оказывается, многим оно режет слух.

Одна женщина меня так и спросила: «А почему на богослужениях вы называете людей рабами Божиими. Вы не унижаете ли их?»

Я, признаться, сразу и не нашелся, что ей ответить, и решил сначала сам разобраться и посмотреть в литературе, почему на христианском Востоке утвердилась именно такое словосочетание.

Давай те посмотрим, как выглядело рабство в древнем мире, скажем, у римлян, чтобы было с чем сравнить.

В глубокой древности раб стоял близко к своему хозяину, был его домочадцем, а иногда советником и другом. Невольницы, прявшие, ткавшие и моловшие зерно около госпожи делили с ней свои занятия. Между хозяевами и подчиненными не было бездны превозношения.

Но со временем порядки изменились. Римское право стало считать рабов не лицами, а вещам. Хозяева превратились в царей, невольники стали домашними животными.

Вот как выглядел типичный дом римского аристократа.

Хозяйку дома – матрону – окружала целая ватага прислужниц. Иногда в доме было до 200 рабынь, каждая из которых несла свою особую службу. Одна несла за барыней веер, другая шла за ней по пятам, третья впереди.

Были особые рабыни для вздувания углей, одевания, ношения зонтика за госпожой, хранения обуви и гардероба.

В доме были также пряхи, швеи, ткачихи, кормилицы, няньки, акушерки. Немало было и мужской челяди. По дому сновали лакеи, кучера, носильщики, карлики, карлицы, дурачки и дурочки.

Обязательно был домашний философ, как правило, грек, с которым болтали для упражнения в греческом языке.

Снаружи ворота караулил остиарий, двери – янитор. Его приковывали цепью к лачуге у входа, напротив цепной собаки.

Но его положение считалось вполне приличным по сравнению с викарием. Этот во время пьяной оргии господ подтирал их рвотные извержения.

Рабу нельзя было жениться, он мог иметь только сожительницу «для приплода». Раб не имел родительских прав. Дети были собственностью владельца.

Беглого раба бросали в пищу хищным рыбам, вешали или распинали.

Древние евреи не отказывались от рабства, но их законы отличались необыкновенной для древнего мира мягкостью и гуманностью. Нельзя было обременять рабов тяжелой работой, за них несли ответственность в суде. По субботам и другим праздничным дням их совсем освобождали от работы.

Апостол Павел
Апостол Павел

Христианство тоже сразу не могло отменить рабства.

Апостол Павел прямо говорит: «Рабы, повинуйтесь господам вашим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Еф. 6, 6).

Свят. Феофан Затворник толкует это так: «Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы. И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни. Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет».

Но если раб был бесправным и безгласным рабочим скотом, то почему у нас все-таки утвердился термин раб Божий, хотя ведь было три значения: раб, слуга, подданный.

Во многих европейских языках при переводе Нового Завета брали более мягкое значение: слуга.

Безымянные славянские переводчики предпочли более острый вариант – раб, работник.

Их мотивы понятны. Христианский Восток очень любил образ Страдающего Христа.

Это о Нем говорил уже апостол Павел: «Христос, будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 6-8).

Это значит, что Сын Божий оставил пребывание во славе, приняв на Себя позор, бесчестие и проклятие. Он подчинил Себя условиям нашей смертности, и сокрыл Свою славу в страданиях и смерти. И в Своей собственной плоти показал, насколько человек, которого Он создал по образу Своей совершенной красоты, обезобразил себя грехопадением.

Отсюда – естественное желание верующего сердца подражать Ему, стать рабом Божиим в благодарность за то, что Он ради нас стал называться рабом.

«Все рабы Божии по природе, – говорит свят. Феофан Затворник, – ибо и нечестивый Навуходоносор Божий раб, а вот Авраам, Давид, Павел и подобные им – рабы по любви к Богу».

По его мнению, рабы Божии – люди богобоязненные, богоугодные. Они живут по воле Божией, любят истину, презирают ложь, и потому на них можно во всем положится.

А первым так себя назвал, скорее всего, апостол Павел в послании к римлянам: «Павел – раб Иисус Христов» (Рим. 1, 1).

Такое бы рабство каждому из нас!

Различают три уровня общения с Богом.

Первый уровень- Раб. Раб работает за похлёбку и боится, что его будут бить, если он не будет работать. Человек пришёл к Богу от скорбей и своим опытом понял, что если он не будет молиться, исповедоваться и причащаться, то ему будет очень плохо.

Если раб хорошо работает, то он освобождается и становится наёмником. Это второй уровень общения с Богом. Наёмник работает за награду, за спасение души, за материальные блага свои и близких. Наёмник молится, выполняет свои обязанности и знает, что Бог ему всё даст. В обратном случае награды от Бога не будет.

Третий уровень общения с Богом-сын. Человек чувствует себя в семье. Он работает и служит своим близким не ради приза, денег, награды, а помогает по-родственному и на душевном и духовном уровне получает нечто большее. Бог, а вместе с Ним и все святые, к которым человек обращается становятся родной семьёй.

Мы все проходим эти три уровня: рабский, наемнический и должны прийти к сыновьему.

Мы должны прийти к пониманию того, отец наш Иисус Христос, мать Богородица, все святые братья и сестры, что мы все делаем одно дело- спасение души. Должны доверять и знать, что всё Богом будет дано и награда и вразумление.

Если вам понравилась статья, ставьте "лайк". Это поможет увидеть её большему числу людей.

Священник Игорь Сильченков.