Поскольку мои статьи по «Войне и миру» до сих пор читают, то и я почитываю Толстого. И вот что заметила…
Он создал целую галерею «ущербных» женских образов. Их можно разделить на три группы.
1. Порочные, мерзкие красавицы.
(Элен Курагина и Бетси Тверская).
2. Ужасно некрасивые девушки.
(Княжна Марья Болконская и Жюли Карагина).
Надо сказать, задал Лев Толстой режиссёрам нелёгкую задачку. Найди-ка актрис, которые совсем некрасивые.
Приходится прибегать к искусственным приёмам. Делать актрисам причёски, которые им совсем не идут. Одевать невзрачно или нелепо. Говорить, чтобы они делали отталкивающее выражение лица…
Потому что не бывает совсем некрасивых молодых женщин:) Все хорошенькие, если приоденутся к лицу.
3. Пустоцветы, которых никто замуж не берёт.
Это самая интересная группа. В неё входят Соня из «Войны и мира», Варенька из «Анны Карениной» и Мисси из романа «Воскресение».
О Мисси сказано мало, но зато «по-доброму»:
«Мисси очень хотела выйти замуж, и Нехлюдов был хорошая партия. Кроме того, он нравился ей, и она приучила себя к мысли, что он будет ее (не она будет его, а он ее), и она с бессознательной, но упорной хитростью, такою, какая бывает у душевнобольных, достигала своей цели»…
Про Соню я недавно писала:
Могла ли Наташа Ростова оказаться «пустоцветом» вместо Сони?
А вот Варенька… Кстати, а она есть в какой-то экранизации? Я не нашла. Похоже, никто не считает нужным брать эту героиню в фильм.
Да и что тут показывать? Как автор поиздевался в её лице над скромными девушками неяркой внешности без приданого?
«Варенька эта была не то что не первой молодости, но как бы существо без молодости: ей можно было дать и девятнадцать и тридцать лет. Если разбирать ее черты, она, несмотря на болезненный цвет лица, была скорее красива, чем дурна. Она была бы и хорошо сложена, если бы не слишком большая сухость тела и несоразмерная голова»…
Мне Варенька представляется примерно такой, как великая княжна Мария Александровна. Милой, нежной, скромной... Вот только у Вареньки нет любящих, богатых родителей и кучи денег на дорогие наряды.
А поэтому…
«…она не должна была быть привлекательна для мужчин. Она была похожа на прекрасный, хотя еще и полный лепестков, но уже отцветший, без запаха цветок. Кроме того, она не могла быть привлекательною для мужчин еще и потому, что ей недоставало... сдержанного огня жизни и сознания своей привлекательности»…
Тут есть параллель с Соней. И я, хоть убейте, не понимаю, зачем Толстой вывел в «Анне Карениной» похожий женский образ.
Над Варенькой Толстой уже откровенно посмеялся. Увёл жениха прямо из-под носа.
Ведь брат Левина хотел жениться на Вареньке!
«Даже до мелочей Сергей Иванович находил в ней все то, чего он желал от жены»...
И не было никаких препятствий. Но в ответственный момент жених сдёрнул в кусты. И Варенька, как и Соня, осталась «пустоцветом».
Какую мораль должны вынести из этой истории читающие роман девушки?
Осознать, что нужно учиться очаровывать и привлекать мужчин, иначе останешься в девках? Что скромницы никому не нужны, особенно если они небогатые? Не знаю:)
Причёски эпохи Анны Карениной. Пышные шиньоны и – неожиданно! – волосы до талии.
Невесты «Прекрасной эпохи» и свадебные платья конца 19 века.
#кино #литература #искусство #женщины #психология