Найти тему
Модная лавка 19 века

«Но уже отцветший, без запаха, цветок»… А любил же Толстой поиздеваться над прекрасным полом!

Поскольку мои статьи по «Войне и миру» до сих пор читают, то и я почитываю Толстого. И вот что заметила…

Он создал целую галерею «ущербных» женских образов. Их можно разделить на три группы.

1. Порочные, мерзкие красавицы.

(Элен Курагина и Бетси Тверская).

Кадр из фильма "Война и мир", СССР, 1967 год. Наташа, Анатоль и Элен в театре.
Кадр из фильма "Война и мир", СССР, 1967 год. Наташа, Анатоль и Элен в театре.

2. Ужасно некрасивые девушки.

(Княжна Марья Болконская и Жюли Карагина).

Надо сказать, задал Лев Толстой режиссёрам нелёгкую задачку. Найди-ка актрис, которые совсем некрасивые.

Приходится прибегать к искусственным приёмам. Делать актрисам причёски, которые им совсем не идут. Одевать невзрачно или нелепо. Говорить, чтобы они делали отталкивающее выражение лица…

Потому что не бывает совсем некрасивых молодых женщин:) Все хорошенькие, если приоденутся к лицу.

Кадр из фильма "Война и мир", СССР, 1967 год. Жюли и Борис Друбецкой в театре.
Кадр из фильма "Война и мир", СССР, 1967 год. Жюли и Борис Друбецкой в театре.

3. Пустоцветы, которых никто замуж не берёт.

Это самая интересная группа. В неё входят Соня из «Войны и мира», Варенька из «Анны Карениной» и Мисси из романа «Воскресение».

О Мисси сказано мало, но зато «по-доброму»:

«Мисси очень хотела выйти замуж, и Нехлюдов был хорошая партия. Кроме того, он нравился ей, и она приучила себя к мысли, что он будет ее (не она будет его, а он ее), и она с бессознательной, но упорной хитростью, такою, какая бывает у душевнобольных, достигала своей цели»…

Кадр из фильма «Воскресение», 1960 год. Нехлюдов и Мисси.
Кадр из фильма «Воскресение», 1960 год. Нехлюдов и Мисси.

Про Соню я недавно писала:

Могла ли Наташа Ростова оказаться «пустоцветом» вместо Сони?

А вот Варенька… Кстати, а она есть в какой-то экранизации? Я не нашла. Похоже, никто не считает нужным брать эту героиню в фильм.

Да и что тут показывать? Как автор поиздевался в её лице над скромными девушками неяркой внешности без приданого?

«Варенька эта была не то что не первой молодости, но как бы существо без молодости: ей можно было дать и девятнадцать и тридцать лет. Если разбирать ее черты, она, несмотря на болезненный цвет лица, была скорее красива, чем дурна. Она была бы и хорошо сложена, если бы не слишком большая сухость тела и несоразмерная голова»…

Фотография девушки, начало 1870-х.
Фотография девушки, начало 1870-х.

Мне Варенька представляется примерно такой, как великая княжна Мария Александровна. Милой, нежной, скромной... Вот только у Вареньки нет любящих, богатых родителей и кучи денег на дорогие наряды.

Великая княжна Мария Николаевна, окон 1873 года.
Великая княжна Мария Николаевна, окон 1873 года.

А поэтому…

«…она не должна была быть привлекательна для мужчин. Она была похожа на прекрасный, хотя еще и полный лепестков, но уже отцветший, без запаха цветок. Кроме того, она не могла быть привлекательною для мужчин еще и потому, что ей недоставало... сдержанного огня жизни и сознания своей привлекательности»…

Тут есть параллель с Соней. И я, хоть убейте, не понимаю, зачем Толстой вывел в «Анне Карениной» похожий женский образ.

Над Варенькой Толстой уже откровенно посмеялся. Увёл жениха прямо из-под носа.

Ведь брат Левина хотел жениться на Вареньке!

«Даже до мелочей Сергей Иванович находил в ней все то, чего он желал от жены»...

И не было никаких препятствий. Но в ответственный момент жених сдёрнул в кусты. И Варенька, как и Соня, осталась «пустоцветом».

Какую мораль должны вынести из этой истории читающие роман девушки?

Осознать, что нужно учиться очаровывать и привлекать мужчин, иначе останешься в девках? Что скромницы никому не нужны, особенно если они небогатые? Не знаю:)

Сlemens Brewer, Портрет дамы с розовой розой, 1883 год.
Сlemens Brewer, Портрет дамы с розовой розой, 1883 год.

Причёски эпохи Анны Карениной. Пышные шиньоны и – неожиданно! – волосы до талии.

Невесты «Прекрасной эпохи» и свадебные платья конца 19 века.

#кино #литература #искусство #женщины #психология