В целях эксперимента затеваю новую рубрику на своём канале. Её регулярность зависит не в последнюю очередь благодаря активности читателей. Спасибо. А теперь к делу.
Итак, что означает заголовок статьи? Со словосочетанием «знаковые музыканты» всё в принципе понятно. Интереснее разобраться с предложением «крайне спорные альбомы». Это альбомы, которые:
- Не оправдали возложенных высоких ожиданий после более отлично принятых релизов.
- Были непоняты современниками и (возможно) незаслуженно обруганы и (тоже возможно) постепенно получают переоценку.
- Совершенно точно не соответствуют высокому статусу группы или музыканта и заслуженно стали объектом презрения.
Это примерный список, который может быть и больше. Гораздо ведь интереснее разобраться по ходу дела, не так ли. И, повторюсь, сегодняшняя подборка будет экспериментальной, а значит в ней будут постоянно встречаться самые банальные примеры, о которых я поговорю с точки зрения самого себя. Почему бы и нет?
Давайте начнём.
Linkin Park
Альбом: «One More Light» (2017 год)
Средняя оценка слушателей на RateYourMusic: 1,69 из 5
Начну сегодня по привычке с того альбома, который и вдохновил на создание подборки. На днях исполнилось пять лет с момента выхода седьмой пластинки Linkin Park. Ни для кого не секрет, что группа получала спорную критику от своей фан-базы с каждым новым релизом, начиная с «Minutes to Midnight» 2007-го. Я сам застал волну негатива, возникшую после выхода «A Thousand Suns» в 2010 году. Но ни один альбом группы не вызывал столько ненависти и противоречий, сколько вызвал их последний релиз.
Почему «One More Light» имеет плохую репутацию? Что ж, очевидно. Группа, некогда ставшая популярной в среде ню-метала, а позже игравшая вполне себе добротный радиоформатный рок, неожиданно выкинула все свои гитары, барабаны и прочие живые атрибуты и заиграла максимально «европа-плюсовский поп» с искажёнными вокалами, наивными текстами и ненужными гостевыми куплетами. Классические обвинения в попытке подзаработать деньжат тоже имели место быть. Этот альбом был обречён на провал с самого первого сингла «Heavy». Но при этом сама группа в корне отрицала всю критику, объясняя новое направление исключительно желанием поэкспериментировать.
Итог всем известен. Linkin Park вот уже пять лет как находятся в анабиозе по причине преждевременной смерти Честера Беннингтона. А оценку «One More Light» если и пересматривают, то лишь выборочным песням (титульная, например), но никак не в целом. Спорный альбом, который закончил одну из самых интересных историй в современной музыке.
Creedence Clearwater Revival
Альбом: «Mardi Gras» (1972)
Средняя оценка слушателей на RateYourMusic: 2,47 из 5
Удивительное совпадение – тоже седьмой альбом и тоже финальный. У Creedence Clearwater Revival намного более серьёзная репутация, а потому их присутствие в данной подборке настораживает. Но лишь на первый взгляд, ведь у отметившего совсем недавно внушительный 50-летний юбилей «Mardi Gras» годами крепко висит статус «похоронившего величайшую рок-группу своего времени».
Впрочем, это и так было неизбежно. Успех CCR – процентов на 90 заслуга лидера коллектива Джона Фогерти. Для большинства меломанов он в целом является единственным известным участником группы. А ведь помимо него в CCR играли Том Фогерти, Стю Кук и Дуг Клиффорд. Но к началу 70-х старший из братьев Фогерти группу покинул, а оставшиеся двое участников захотели иметь гораздо большее творческое влияние на следующий релиз. Джон согласился.
Результат – «Mardi Gras» оценивается примерно в стократ хуже, нежели его знаковые предшественники. К этому привёл тот факт, что музыка стала несравнимо ленивее. Кроме того, сам Джон будто бы понимал, что конец CCR близок и поэтому позволил проявить себя слабому вокалисту и автору текстов Куку и Клиффорду, который был чуть получше (неспроста же на его единственный забытый сольный альбом рецензий на Дзене сделано больше, чем на всю американскую хардкор-сцену 80-х), но явно не ровня Джону. В итоге одна великая песня на весь альбом («Someday Never Comes») и целая куча балласта. Ах да, оставшиеся в живых участники по-прежнему не разговаривают и спорят в судах за права на наследие CCR.
Знаете ли вы более поссорившуюся между собой великую группу?
Pink Floyd
Альбом: «The Final Cut» (1983)
Средняя оценка слушателей на RateYourMusic: 3,02 из 5
12-й студийный альбом великих Pink Floyd, о котором вы тоже знаете прекрасно. На этот раз мы сталкиваемся с ситуацией, когда один очень талантливый музыкант делает из других очень талантливых музыкантов свою бэк-группу. «Requiem for a Post-War Dream» – таким было рабочее название данного проекта.
С годами становится интересно наблюдать, как злобная критика «The Final Cut» постепенно сходит на нет. И действительно, если посмотреть на альбом чётким взглядом, то приходит понимание – это крайне необходимый сиквел для культового «The Wall». Несмотря на откровенное пренебрежение к идеям Роджера Уотерса, Дэвид Гилмор играет одни из своих лучших соло на песнях «Your Possible Pasts» и «The Final Cut». В сочетании с личными текстами Уотерса это даёт эффект, сродни тому, что лично я ловлю при очередном прослушивании песни «Comfortably Numb». Приятная дрожь по всему телу.
В 2022 году, благодаря сомнительным действиям Гилмора по отношению к слушателям из России, «The Final Cut» можно наконец официально признать финальным альбомом Pink Floyd. Это хотел сделать Уотерс ещё в 80-х, но что-то пошло не так. Поэтому вполне вероятно, что в следующих подборках мы ещё поговорим о прочих релизах Pink Floyd.
Metallica
Любой альбом, выпущенный с 1991 года
Средние оценки слушателей на RateYourMusic варьируются от 3,49 до 1,84 из 5
Самая известная и, как следствие, самая критикуемая группа современности. Как минимум за то, что не выпустила ни одного хорошего альбома с 1991 года. И виноват в этом, не в последнюю очередь, грандиозный успех «Чёрного альбома».
О нём у меня есть отдельная внушительная статья.
Совпадение или нет, но именно в тот момент альбомы Metallica начал продюсировать Боб Рок. Чтобы примерно понять для меня аналогию – я называю Боба Дезмондом Чайлдом продюсерского цеха. Эти двое занимаются совсем разными делами (последний пишет песни), но итогом почти всегда становится сомнительное превращение рок-группы только для фанатов в рок-группу для всех слоёв населения (см. к примеру Aerosmith).
Если «Чёрный» ещё хоть как-то оправдывается тем, что на нём целая тонна великих песен, то происходящее на «Load» и «Reload», выпущенных несколькими годами позже, описать трудно, кроме как «один из самых странных способов провести два с половиной часа вашей жизни».
И далее любая группа встала бы на путь исправления. Но Metallica – далеко не любая. Поэтому в 2003 году вышел «St. Anger». Только Metallica может позволить себе выпустить максимально спорный альбом, который всё равно займёт первое место в более чем 30-ти странах мира. 75 долгих минут, отсутствие гитарных соло, отвратительное микширование, сомнительные тексты.
Говорить о Metallica много просто нет смысла. С той поры у них вышло ещё два альбома. Ситуацию они особо не исправили, но группу, сочинившую «Ride the Lightning» и «Master of Puppets» и на чей концерт мечтает попасть практически кто угодно, не задушат и двадцать плохих или спорных альбомов.
Пойдём лучше дальше.
Guns N' Roses
Альбом: «Chinese Democracy» (2008)
Средняя оценка слушателей на RateYourMusic: 2,45 из 5
Тот случай, когда истории про запись альбома оказываются интереснее самого альбома.
Однако проблема «Chinese Democracy» даже не в том, что он создавался десяток лет. Проблема в том, что это – не Guns N' Roses. Это сольник эгоистичного Эксла Роуза с участием тонны приглашённых музыкантов.
Удивительно, но с годами среди критиков значимость этого долгостроя медленно растёт. Наверное, не так уж много в мире альбомов больших групп, которые вызывают настолько смешанные чувства, как это делает «Chinese Democracy». У него плохое качество звука (привет, нулевые), но точно не плохие тексты песен. Кто-то даже сравнивает его с третьей частью «Крёстного отца», мол «не так плохо, но и не так уж хорошо».
А вообще лично для меня «Use Your Illusion» – куда более спорный релиз, тем более двойной.
Garbage
Альбом: «Beautiful Garbage» (2001)
Средняя оценка слушателей на RateYourMusic: 3,15 из 5
Этот момент я даже отчасти застал лично. Меня, ещё совсем маленького человека, сильно смущали «Androgyny» и «Cherry Lips», два главных сингла с третьего альбома группы Garbage. Но в силу возраста, понятное дело, объяснить смысл этого смущения я тогда не смог. Прошли годы, с Garbage я познакомился более основательно. Смущение ушло, зато вполне логичным стал ответ на вопрос: «Почему же третий альбом группы не снискал успеха первых двух и подвергся критике?».
Ну во-первых, «Androgyny» и «Cherry Lips» – это не «Only Happy When It Rains» или «I Think I'm Paranoid». И даже не знаменитая «The World Is Not Enough» из саундтрека к Джеймсу Бонду, на которую неловко ссылаются некоторые песни из «Beautiful Garbage». Во-вторых, дата релиза. 1 октября 2001 года – промокампания альбома очень пострадала от известных американских событий, произошедших за три недели до этого.
И в-третьих, «Beautiful Garbage» ну очень непоследователен. Где-то звучат гитары погромче, а где-то откровенная попытка угодить радиостанциям. В данную подборку альбом добавлен скорее всё-таки по личным воспоминаниям, которые с годами только укрепились. Но при этом не считаю, что «Beautiful Garbage» следует только критиковать. Особенно зная происходящее на последних релизах Garbage.
U2
Альбом: «Pop» (1997)
Средняя оценка слушателей на RateYourMusic: 2,97 из 5
И как же это я мог обойтись без самого вкусного примера по данной тематике? Альбом, который, похоже, ненавидят вообще все. Критики,
различные слушатели, сами участники ирландского квартета. При этом U2 в целом можно использовать в этой подборке почти в том же контексте, что и Metallica. Но после «Pop» вышел тогда единодушно расхваленный (а в наши дни скорее переоценённый) «All That You Can't Leave Behind», вернувший U2 статус актуальной группы. Поэтому здесь только 97-й.
«Pop» расширил палитру, которую Боно и компания оседлали с выходом в 1991 года великого альбома «Achtung Baby» – электронный саунд, где привычные рок-инструменты находятся далеко на заднем плане. Пластинка стала самым смелом подходом U2 к записи, а проблема заключалась только в том, что группа работала в немыслимом темпе для того, чтобы турне в её поддержку стартовало вовремя.
И да, здесь мы имеем дело с конкретным случаем, когда альбом поначалу встретили позитивно, а потом начали называть не иначе, как разочарованием. Когда я дойду до 1997-го в своих подборках любимых релизов, «Pop» ещё встретится. Моё отношение с годами к нему только улучшается.
На этом у меня всё. В комментариях жду от вас примеры таких вот спорных альбомов. Будет интересно обсудить с читателями.
Следующие части доступны по ссылкам ниже:
Не забывайте также о моём Телеграм-канале, где я стараюсь обмениваться более неформальными мыслями со своей аудиторией. Там же можно примкнуть и к чату для разговоров о музыке и не только.