Одна из ведущих деятельностей взрослого человека - трудовая. Она, как правило, занимает большую часть жизни людей. И каждому из нас хочется заниматься любим делом, которое соответствует нашим интересам и ценностям, приносит удовольствие и желаемый достаток. Каждому, кто ищет себя на профессиональном пути, хочется, чтобы реализовались три заветных правила профессионального успеха - «хочу, могу и надо».
Подходя к этапу выбора профессии люди разного возраста могут столкнуться со схожими чувствами неуверенности, тревоги и даже раздражения, которые будут мешать реализовать то, что «я хочу» и то, что «я могу». Эти сильные чувства могут вызывать слезливость или приводить к частым конфликтам с родными. Причиной сильно выраженных негативных чувств, которые приносят ощутимый дискомфорт и препятствуют профессионально реализовываться - наши мысли, правила и убеждения, которые появились в результате прошлого негативного опыта.
Негативный опыт как «линза» преломляет всё то, что происходит с нами сейчас, мешая реалистично рассуждать и воспринимать мир, искажая положительные ситуации и события в нашей жизни, преобразовывая их в подтверждение наших отрицательно заряженных убеждений среди которых - например, «я недостаточно хорош для этой работы», «у меня не получится ничего в этой сфере», «я не успешный, как они», «я должен делать всё лучше, правильнее» и др. В арсенале психолога есть ряд инструментов для постепенной и глубокой индивидуальной работы с клиентом, чтобы понять откуда появились наши «линзы» и как с ними гармонично сосуществовать. Но можно ли попробовать самостоятельно помочь себе?
Можно! Первый шаг - наглядный самоотчёт. Вы находитесь в ситуации выбора профессии и у вас, допустим, есть конкретные варианты специальностей на примете. Определите что вам интересно, что вы умеете делать сейчас и что приносит вам удовольствие, а также то, что бы вам хотелось развить в себе. Возьмите белый лист бумаги и изобразите на нём два круга - две диаграммы. Первая - то, что у вас есть сейчас (интересы, способности). Отельная способность или сфера интересов - это отдельный кусочек первого пирога - диаграммы. Второй круг - это то, что вам бы хотелось туда добавить - чего вам не хватает, чтобы вы хотели развить вместе с тем, что вы указали в первом круге. Во второй круг мы помещаем и реальное, и идеальное. Так мы наглядно можем отобразить что есть есть сейчас и чего нам хотелось бы добиться, графически изображаем конкретные цели необходимые для успешного вхождения в профессию. Чем нагляднее и определеннее наши цели - тем ниже уровень тревоги, неуверенности и раздражения. Если сомнения всё-таки усилились - перейдём к следующему шагу.
Второй важный шаг - научиться отлеживать свои ярко выраженные негативные мысли и чувства. Для этого можно вести «дневник мыслей и чувств». При выборе профессии мы часто задумываемся над тем получится ли у нас выполнять те или иные задачи в рамках желаемой специальности, размышляем о том, как нас оценят родные или новые коллеги на рабочем месте. Если таких мыслей стало много, а за ними следуют, например, страх и тревога, желание отстраниться от окружающих или, наоборот, стремление к вступлению в конфликт, то можно пробовать расписывать всё на бумаге, в личном дневнике по четырем столбикам: «ситуация», «мысли», «чувства» и «поведение». Так мы определим «болезненную мишень» - какие мысли возникают чаще всего, приводят к ярко выраженным негативным чувствам и мешают нам в профессиональном выборе.
Шаг третий. Когда мы определили беспокоящую нас «мишень», нашли повторяющиеся в разных ситуациях мысли и эмоции, мы попробуем с ними поработать. Попробуйте записать негативную, повторяющуюся мысль вверху листа бумаги, а чуть ниже, нарисуйте два заголовка для столбиков - «за» и «против». Теперь задание: распишите по столбикам, почему эта мысль верна или не верна. Поспорьте сами с собой, со своими мыслями. Важно помнить, что это всего лишь мысли, идеи, которые не всегда отражают реальность и которые можно корректировать, изменять. Приводите к каждому из столбиков аргументы, в которых сомневаетесь, аргументы, которые слышали от других. Когда закончите - оцените по 10-ти балльной шкале насколько вы доверяете каждому из выписанных вами пунктов. Меняется ли отношение к вашей изначальной негативной мысли о том, что вы полностью безуспешны или другие люди, действительно, лучше вас?
Выполняя данное упражнение, мы формируем более реалистичный, объективный взгляд на наши, определенные негативным опытом, мысли. Впоследствии полезно будет выписать себе, выделенные ранее, положительные аргументы на отдельных листочках и, попадая в будущем, в ситуации - выбора профессии, собеседования или прохождения стажировки на новом рабочем месте, - припоминать их.
*Текст статьи полностью авторский и является его собственностью. Изображения, использованные в статье взяты из свободного доступа в интернете и авторской собственностью не являются.