Найти тему
Штабной писарь

История 49. (Владелец) сиделец банка

Бородюшка у начальника того поболе была 🤔
Бородюшка у начальника того поболе была 🤔

Произошла эта история в те времена, когда на Руси было принято не платить зарплату (ну или денежное довольствие) по полгода и более. То есть в середине 90-х…

В Даурском гарнизоне, в котором ваш рассказчик имел честь служить (в том-самом гвардейском Порт-Артурском, с которым много воспоминаний связано, часть из которых уже рассказана здесь, здесь и здесь) имелась, как это принято в нормальных гарнизонах, и своя гауптвахта.

И гауптвахта та была суровая – здание с метровыми стенами, Екатерининской постройки, двери в камеры толи с кораблей сняты, толи даже с подводных лодок – мало того, что пуленепробиваемые по толщине металла, так они ещё маленькие и овальные были, пройти через них можно было только согнувшись в три погибели. Ну и запирались поворотом больших таких ручек сверху и снизу двери.

Доподлинных изображений тех дверей мне найти не удалось, но что-то в этом вот роде. Только оставьте два рычага – сверху и снизу замка.
Доподлинных изображений тех дверей мне найти не удалось, но что-то в этом вот роде. Только оставьте два рычага – сверху и снизу замка.

«Губвахта», в соответствии с Уставом тех времён делилась со входа на две половинки – направо, стало быть, солдаты с сержантами и старшинами, а налево – офицеры да прапорщики. Левая половина, как правило пустовала.

Была на той гауптвахте, кстати, камера с интересным физическим эффектом (уж не знаю по какой такой причине) – в ней и лютой зимой и жарким летом (климат резко континентальный) на одной стене был толстый слой льда. Ну и температура соответствующая. Использовалась она, как правило, для вытрезвления особо эмоциональных личностей, имевших неосторожность попасть на территорию гауптвахты.

Рассказчик ваш, в то время молоденький стралей-ротный, заступал (как один из самых, само-собой, ответственных и допущенных к вертухайской миссии☝) начальником гарнизонного караула при той-самой гауптвахте с периодичностью раз в месяц или около. Окромя гауптической вахты, караул тот охранял объединённые дивизионные склады со всяким барахлом, а также полевое учреждение Госбанка (место, где бабки хранились в немереном количестве).

Здание гауптвахты Даурского гарнизона (ну или похожее)
Здание гауптвахты Даурского гарнизона (ну или похожее)

И приходил сдавать мне под охрану это самое учреждение его начальник – благообразный такой майор с бородой что у того попа, ну или капитана морского дальнего плавания. Креста с кадилом только не хватало, ну или повязки на глазу и попугая на плече, ежели второй вариант взять.

Заступаю я, значится, в очередной свой гарнизонный караул. Согласно Уставу, иду принимать гауптвахту. Ну и по привычке – направо сразу. Погоди-ка, говорит мне сдающий караул начкар, слева там тоже кое-кто есть. Идём налево, и… в камере сидит тот самый майор с бородой! 😳 Ну, без попугая и кадила, как обычно. Здрастье - говорю я ему, - я что-то пропустил? Вроде вот в прошлый раз банк свой сдавали под охрану. 🤷‍ А тут такой непорядок…

Короче, принял караул, а поздно вечерком, при проверке постов, заглянул к сидельцу, историю его послушать. И рассказал он мне про такое.

До начала 90-х, при советской ещё власти, было в тех Богом забытых местах, отработанное снабжение продуктами и ширпотребом всяким, которое называлось в народе «Московским». ☝То есть не что попало везли туда в магазины, а вполне себе неплохой ассортимент. Ну там, югославские сапоги с чешскими туфлями и прочим таким дефицитным сервелатом. Дабы служивым людям и их жёнушкам не так скучно было обозревать пустынные окрестности пейзажу и терпеть прочие тяготы и лишения службы в дальних гарнизонах.

Однако с моментом кирдыка всему СССР, данное мероприятие было похерено на корню, и никто ничего туда уже не завозил – у народа деньжат было нормально, но купить на них было абсолютно нечего. 🤷‍ Ну, как общеизвестно, спрос рождает предложение, и со временем дотянулась до тех диких мест длинная корявая рука российского, теперь уже, рынка. Стали торгаши возить товар из Китая (что совсем рядом – до границы по прямой 15 км), или из Читы – ближайшего областного центра.

Но случилась к тому времени беда с наличностью. Всякие там чубайсы и прочие гайдары развалили всё что можно, и денег в стране не стало. Не для всех, конечно, но для большей части населения. Соответственно, народ ничего купить не мог (теперь уже потому, что есть чего, но не на что 🤷‍), а торгаши не могли оборот сделать и денег собрать на свои закупки – поставки. В магазинах лежали большие книги – гроссбухи, в которые записывали товары в долг (известная в те времена фраза – «на запиши»). И тут, финансовые наши гении, в лице начфинов и прочих начальников банков, нашли своё обоюдовыгодное применение. Короче ссуживал тот майор (и не только он) торгашам некую сумму (из государственных запасов, естественно), с обязательством возврата, скажем, за неделю. В аккурат перед очередной (редкой) получкой населению. Торгаши ехали брали товар, быстренько его продавали и возвращали должок, с процентами. Которые (проценты) и оседали в карманах «кого надо».

Так было и в очередной раз. Только вот сразу после выдачи «займа», пришла неожиданная ревизия и… припёрли майора к стенке. Само собой свои сдали (говорил сиделец). Мож не поделился или ещё как насолил. 🤷‍ Короче отсидел начальник тот покуда следствие шло. Насколько я помню, судили его, но дело штрафом обошлось, ибо недостачу он погасил сразу и со следствием дружил. Уволили из рядов, короче, и забыли. А следующий бодрый начальник банка, продолжил начатое своим предшественником дело. Рынок, однако -негоже прогрессу финансовому перечить. 🤷‍