Найти тему
История войн и оружия

Оценка танка Т-64. Часть 2. Двигатель 5ТДФ.

Т-64БВ
Т-64БВ

Основные проблемы Т-64 начались с ошибочного заказа. Военные запросили у промышленности новый танк, но строго ограничили его массу танком предыдущей модели - Т-55, а это 36 тонн.

Морозов конструктор "Объекта 430" (будущего Т-64) с такой концепцией согласился и засучив рукава принялся за работу.

С 1964 г. начинает выпускаться танк Т-64 с 115-мм гладкоствольной танковой пушкой Д-68. С кабинным механизмом заряжания, с современной на то время системой управления огнем, у него был низкий силуэт, большие углы наклона броневых деталей в носовой части корпуса, комбинированная броня, противокумулятивные бортовые экраны, объем моторно-трансмиссионного отделения был в 1,62 - 2,26 раза меньше объемов МТО танков стран НАТО. У танка была соответствующая времени противоатомная защита от оружия массового поражения.

Машина неоднократно модернизировалась.

У модификации Т-64А ("Объект 434") пушку заменили на 125-мм. Т-64Б мог запускать противотанковую ракету через ствол пушки. Т-64БВ получил дополнительную 30-мм бронеплиту на верхнюю лобовую деталь корпуса и динамическую защиту "Контакт-1".

Еще 15 августа 1967 г. выходит постановление ЦК КПСС и СМ СССР о начале выпуска Т-64 на заводах в Харькове, Ленинграде и Нижнем Тагиле.

Т-64
Т-64

Конструкция Т-64 уже при создании подходила к пределу модернизации.

По мнению конструктора Карцева: "В танк Т-64А еще с момента создания «объекта 430» была заложена основная идея – меньшая масса и минимальный внутренний объем. Она и привела к бесперспективности этого танка, так как двигатель, ходовая часть и другие узлы и механизмы работали на пределе своих возможностей, не имея запаса прочности."

Из войск посыпались рекламации на ненадежный танк.

По мнению офицеров запаса В. Мураховского, В. Кулагина, А. Балакирева, В. Брускова, Е. Заца Т-64 оставлял неприятное впечатление.

Хотя в СССР Т-64А считался наиболее современным и поступал в Группу Советских Войск в Германии, как только появился Т-80 выбор был сделан в его пользу.

Западная группа войск в ГДР и Северная группа войск в Польше получала Т-80, Центральная группа войск в Чехословакии как и второй стратегический эшелон в Прибалтийском и Белорусском военных округах оснащалась Т-72.

Т-64 переводили на Юго-западное стратегическое направление в Южную группу войск в Венгрии, а также в Прикарпатский, Киевский и Одесский военные округа, чтобы их в случае чего было легко отправить на завод-производитель или на специализированный танкоремонтный завод.

В военные округа с суровыми климатическими условиями Т-64 не поставлялись.

Проблемы Т-64 были связаны с многими недоделками, в том числе и с новым двигателем 5ТДФ.

Двухтактный оппозитный дизель 5ТДФ со встречным движением поршней оказался настолько сложен, что его выпускать мог только один завод в СССР. Его очень долго доводили, в 1967 г. ресурс составлял 150 моточасов. К 1973 г. гарантийный срок его работы увеличили до 300 ч., в 1976 г. до 500 ч.

-3

Двигатель никак не хотел заводиться если было холодно и сыро, помогал завести дизель подогреватель.

В войсках его посчитали ненадежным, чтобы правильно его эксплуатировать нужно было соблюдать множество тонкостей несоблюдение которых приводило к поломке двигателя.

С. Суворов отмечает две основные причины выхода из строя двигателя - перегрев и пылевой износ.

Перегрев дизеля мог произойти из-за того, что механик забывал снять коврик с радиатора и не смотрел на приборы. Второй причиной перегрева было то, что в качестве охлаждающей жидкости использовали воду с трехкомпонентной присадкой заливаемой через сульфофильтр. В войсках механики-водители не имея его под рукой заливали воду из под крана, а так как она в Германии жесткая образовывалась накипь в каналах системы охлаждения, которая препятствовала циркуляции жидкости в самом нагреваемом месте двигателя, что влекло выход его из строя. Или же механики не замечали, что охлаждающая жидкость ушла из верхней части рубашки охлаждения и происходил местный перегрев.

Вторая причина выхода из строя двигателя - пылевой износ происходила из-за того при заливе масла оно попадало на сетку воздухозаборника. Для залива масла должна была использоваться специальная лейка, которую часто теряли, приходилось наливать из ведра, неудивительно, что оно проливалось. Даже наливая из лейки в ветреную погоду масло попадало на сетку воздухоотчистителя. Этого можно было избежать если при заправке масла на нее класть коврик из ЗИПа танка.

Сам бескассетный воздухоотчиститель в войсках называли "пылесосом" из-за того, что он часто забивался, особенно в ходе маршей когда в воздухе висит пыль, сажа, частички масла и выхлопы впереди идущих машин.

С другой стороны С. Суворов вспоминал, что в пыльных маршах он участвовал, но фильтр справлялся.

Конечно двигатель доводился весь период его выпуска. В 1965 г. в его конструкцию было внесено множество изменений. В сентябре 1966 г. дизель прошел межведомственные испытания.

Харьковского завода транспортного машиностроения, который выпускал двигатель имел самый высокий технологический уровень среди предприятий отрасли выпускавших аналогичную продукцию.

Позже с использованием 75 % деталей 5ТДФ был создан 6ТД, но так как он начал выпускаться серийно для Т-80УД только под развал СССР и он оказался недоведен.

Т-80УД
Т-80УД
6ТД-1
6ТД-1
Спасибо за прочтение.