Вопрос про лыжные пары, казалось бы простой, - ну, сколько пар лыж нужно 9-ти туристам? Ответ очевидный, должно быть 9 пар + "манюня". Манюня – это укороченная запасная лыжа, "напарница" которой пала в неизвестность в предыдущих походах. Из-за малого размера ее ласково называют Манюней и по сей день. Это как колесо-докатка у автомобиля. Носят «манюню» по-разному. Например, вставленной в боковые застежки рюкзака (вертикально) или волоком на веревочке, привязанной через отверстие в носу лыжи.
В группе Дятлова была запасная пара лыж, откуда она взялась и сколько было запасных лыж?
Наслоение информации при обсуждении УД привело к тому, что запасные лыжи, то исчезали, то появлялись вновь. В предположениях исследователей диапазон наличия лыж велик, аж до 12 пар. Невесть откуда взялось, аж, ТРИ лишних пары. Тут явный беспредел и с этим стоит разобраться. Поисковики тоже насчитали в первом приближении ДВЕ запасных лыжных пары и это тоже будет много. Одну посчитали у палатки, а вторую нашли в лабазе. Про запасную пару в лабазе понятно, она была видна на фото, но про запасную пару у палатки, это уже перебор. Никаких запасных лыж у палатки на Хоолат-Сяхыл не было. В наличии на месте ночевки обнаружили 9 пар лыж, по числу туристов. Восемь пар лежали под палаткой, а одну пару использовали снаружи, для растяжки коньковой части палатки, которую устанавливают при ночевках в безлесной зоне.
Сколько же пар лыж было в группе Дятлова?
Не буду томить и сразу скажу ответ, по документам в походе Дятлова было 11 пар лыж. Причем, одна пара лыж вернулась домой вместе с Ю.Юдиным. По его словам, он попросил дедушку Славу, "не гнать лошадей", чтобы Юра со своим радикулитом в обнимку смог поспевать за санями на пути от 2-го Северного до 41-квартала. Таким образом, в группе Дятлова осталось ДЕСЯТЬ пар лыж, на 9 туристов лыжников.
Почему изначально лыжных пар было ОДИННАДЦАТЬ? Да потому, что 20 января Игорь Дятлов подписал ПРОТОКОЛ маршрутной комиссии, где указано что в группу входит 11 человек.
Лист 294 УД1, Допрос свидетеля Юдина Ю.С.
На собранные деньги купили: продукты питания и различные вещи и инвентарь, необходимые в походе, как аптечку, блокноты, карандаши, материалы для утепления палатки и др., всего я не помню. Рюкзаки, лыжи, ботинки, палатка, ледоруб и др. снаряжение получили в институте.
Дневник Л.Дубининой, 23 января:
"Этого Золотарева никто не хотел сначала брать, ибо человек он новый, но потом плюнули и взяли, ибо отказать - не откажешь. Таким образом, нас как было десять, так и осталось, ибо Славку(Биенко) не отпустило факбюро.
Славка Биенко в самый последний момент не смог присоединится к группе Дятлова, но его лыжи сдавать на склад было уже поздно. Лишнюю пару лыж не бросишь, на языке бухгалтерии, это единица хранения и материальной ответственности, поэтому решили взять лыжи Биенко, как запасные. Причем, инициатором нетрадиционного использования лыж стал А.Колеватов. Он решил из запасной пары лыж соорудить транспортное средство для перевозки рюкзака. Но в первый же день натурных испытаний стало ясно, что идея Колеватова не работает, а лыжи остались которые теперь придется тащить за собой на веревочке.
Дневник З.Колмогоровой, 28 января:
Вот прошли первые 30 мин. Конечно, рюкзак ничего, тяжеленький. Но идти можно. Первый день ведь всегда трудно. Сашка Колеватов испытывал своё приспособление и бросил.
Теперь одна и вторая лыжа едут за кем-то из туристов, привязанная на веревке.
1-го февраля перед выходом на Хоолат-Сяхыл, Дятлов оставил запасную пару лыж в лабазе, после чего у группы осталось, как и положено, 9 пар лыж + одна "манюня".
Справедливости ради, следует сказать, что в ходе следствия "манюню", как предмет снаряжения группы, никто не идентифицировал, но Масленников в радиограмме 7/3-59, которую принял Сысоев, сообщил, что нашли «в 20 метрах от палатки кусок сломанной лыжи». Документ из УД1, лист 191. И больше о куске сломанной лыжи нигде не упоминается. Поэтому есть все основания полагать что этот «кусок сломанной лыжи» и была "манюня". Поскольку никаких непарных лыж обнаружено не было, все лыжи были парные.
Сколько же, пар лыж было на месте палатки Дятлова: Ответ 9 пар.
После того как запасную, 10-ю пару лыж студента Биенко оставили в лабазе, то на месте обрушения палатки Дятлова должны были находится 9 пар. Восемь пар лыж были найдены под палаткой, а ДЕВЯТАЯ пара использовалась как опора центральной части конька палатки
Лист 2 УД1, ПРОТОКОЛ
места обнаружения стоянки группы туристов тов.Дятлова.
Место ночлега представляет из себя площадку, выравненную от снега, на дне которой уложены 8 пар лыж. Палатка растянута на лыжных палках, закреплена веревками, на дне палатки разосланы 9 рюкзаков с разными личными вещами участников группы, посланы сверху телогрейки, штурмовки, в головах 9 пар ботинок,
Прокурор Темпалов не указал, что ДЕВЯТАЯ пара стояла у входа. Достоверность слов Темпалова подтверждает и Брусницын, указывая, что всего было 9 пар лыж. Компетентность Брусницына не вызывает сомнений, поскольку по информации Слобцова, 27 февраля осмотр палатки вместе с ним производил Брусницын. Опять же, и Масленников ссылается в своих показаниях на компетентность Брусницына:
Лист 70 УД1, Протокол допроса свидетеля Масленникова Е.П.
"Больше всего у палатки занимался Брусницын, который расскажет о расположении вещей в ней лучше меня..."
Лист 367 УД1, Допрос Свидетеля Брусницына
Под палаткой положили 8 пар лыж вниз креплениями. кроме южного конька, укрепленного на лыжной палке и привязанным за пару лыж. Под северным коньком никакой палки не было.
Что же произошло с этой блуждающей ДЕВЯТОЙ парой лыж, как она перебежала от центральной части палатки к её входу?
При этом, "опоздавшие" не знают, что до момента этой фото сессии, скат палатки поднимали минимум ДВА раза для осмотра, и весь снег скинули. Говорят, что снежная доска не повалила палатку, не снесла лыжи. Еще, как повалила и еще, как снесла лыжи. Завалила так, что ничего достать не получилось.
Когда под тяжестью наползающего снега сломалась центральная стойка, оторвались растяжки лыж, удерживающие центральную часть конька, оторвались растяжки у обоих торцов палатки, после чего торцы палатки сложились вовнутрь. Высвободившийся воздух, как из целлофанового пакета, по которому бьют ладонями, разорвал брезент палатки вдоль всего правого ската. Всех накрыло плотной тканью палатки и люди стали задыхаться без доступа воздуха. Нож которым разрезали скат палатки был финским ножом Кривонищенко, ножны от его ножа были найдены в мае рядом с палаткой. Заваленную снегом палатку, прижатую к земле, нельзя было разрезать вертикально, поэтому разрез был горизонтальным.
Одним из тех двоих, кто подходил к палатке был Игорь Дятлов. Он посветил фонарем чтобы оценить последствия завала. Его фонарь оказался лежать на скате палатки. Фонарь Игоря утону в снегу и 26 февраля его обнаружил поисковик Слобцов, когда рыхлый снег с палатки уже был сдут. Фонарь Дятлова лежал сверху твердого наста толщиной не меньше 10 см, который и был обломками снежной доски, накрывшей палатку. Пара лыж, которая до обрушения удерживала центральный конек палатки от провисания, теперь была перемещена дятловцами и стояла у входа. По показаниям Слобцова, к этим лыжам был привязан южный торец палатки, служивший входом. Рухнувшая стойка входа была поднята Дятловым в качестве маяка и для фиксации была привязана к лыжам. Отсюда и возникла иллюзия, что часть палатки устояла при сходе снежной доски. Дятлов через вход заваленной палатки, рукой пытался нащупать топор, лежащий у входа, но под руку попался только ледоруб. Ненужный при этих обстоятельства ледоруб остался торчать при входе.
PS
Картина будет не полной если не узнать, что же было дальше.
Проникнуть в палатку было невозможно. Шаравин первый, кто увидел палатку сказал, что она была покрыта фирновым снегом, толщиной 20см. Фирн это не снежный наст нанесённый ветром, фирн это смерзшиеся кристаллы льда. Это крупинки льда, которые пришлось рубить ледорубом. Фирн мог "приехать" только по склону справа, со стороны северо-восточного отрога. Шаравин отметил, что ткань палатки у стойки входа уходила вертикально вниз. Ни сантиметра внутреннего пространства в палатке не было, не было внутри и снега. Такое положение конька говорит о том, что палатка рухнула под натиском снега, да так, что в ней не осталось ни единой щелки, куда бы ветер смог наметать снег. При этом снаружи, вход в палатку был завален 70-ти см сугробом.
Очевидно, была бы возможность просунуть хоть руку в палатку, никто бы от палатки не ушел. В ней были валенки, куча телогреек, куча одеял, шапки, рукавицы, маски для утепления лица, куча носков, штормовки.
В конце концов, были бы свободные руки и силы, палатку срезали и волоком утащили бы вместе с вещами к кедру. Но судя по следам от палатки, достать вещи пытались только двое. Остальные были заняты оказанием помощи раненым, которых было, как минимум двое, ЧМТ у Слободин и Тибо. Под вопросом был двойной перелом правой лопатки Семёна Золотарева.
Следы, как говорят следопыты, от палатки шли цепочкой, не пересекаясь и не наезжая друг на друга. Причем, вниз вели ВОСЕМЬ пар следов, раненого Тибо несли на руках двое, перекинув руки раненного себе через шею.
Восемь пар следов однозначно подтвердили прокурор Темпалов и Ю.Коптелов. Такой характер следов возможен лишь когда люди идут вместе, держа друг друга под руку, чтобы не упасть в темноте. Следы стали расходится лишь через 800 метров, на границе после третьей каменной гряды. Это и был момент, когда Дятлов и Слободин стали отставать от основной группы. Дятлов велел всем идти дальше к лесу и разжечь сигнальный костер на краю леса, чтобы они с Рустемом вышли к группе. Дорошенко и Кривонищенко несли Тибо на руках. Дубинина вероятней всего, никаких травм, кроме ушибов не получила, но была в рваном трико и быстро замерзала. Зина была санинструктором группы и оказала первую помощь Тибо у кедра, пока Тибо был без сознания. Вероятней всего, Тибо утеплили за счет чужой меховой куртки с капюшоном, вдобавок ему одели на голову трикотажный шлем Кривонищенко с тремя отверстиями. Когда Тибо утепляли, пришлось снять с него ковбойку, так как мелкая меховая куртка не налезала. Ковбойка Тибо так и осталась лежать, брошенной возле кедра. Причем, один рукав был вывернут. Это говорит о том, что один рукав вытянули, а второй рукав стянули и он вывернулся наизнанку. На Тибо одели свитер прямо на майку, причем в темноте, свитер был одет наизнанку. Все указывает на то, что у кедра утепляли, практически, безжизненное тело товарища.
У кедра было очень ветрено, спастись от холода можно было только в овраге, где и разместилась группа. На ноге Колеватова была повязка, видно, он вывихнул ногу еще до аварии и двигался с трудом, поэтому находился при Тибо, Дубининой и Золотареве. Рубить пихты и носить к настилу могли только двое, Дорошенко и Кривонищенко. Зина, оказав первую помощь Тибо, не дождалась Рустема и Игоря, они так и не вышли к кедру, поэтому Зина пошла им навстречу. С ней пойти никто не смог, оба Юры работали изо всех сил, 75 метров в одну сторону, от кедра к настилу и обратно, итого 150метров за вершиной пихты. Пихт было 14, по 7 штук на каждого. Итого, обоим Юрам пришлось пробежать по 1,1 км по снегу с грузом, с учетом 1,5 км от палатки до кедра, это почти 3 км в носках. Отчего носки Дорошенко и Кривонищенко, судя по описанию Возрожденного превратились в хлам.
Уважаемый читатель подписывайся на мой канал, и ты узнаешь все подробности того, что произошло с группой Дятлова. Почему не было никакой радиации, никакого 34-го кадра, никаких "огненных шаров", а была непреодолимая сила Урала.