Михаил Делягин специально для канала "Что делать?" :
В емком выступлении на Дне Победы главком и президент РФ В.В.Путин указал, что Вооруженные Силы России и ополченцы Донбасса сражаются за будущее нашей Родины, ее благополучие и безопасность. На языке современной экономики эти цели означают комплексную модернизацию.
Путь развития человека – прогресс технологий. Для его обеспечения нужна минимизация цен на все виды сырья и полуфабрикатов: иначе для должного масштаба преобразования не хватит ресурсов. Либеральная мантра «лишь дорогая энергия стимулирует прогресс» - заведомая ложь, призванная раздавить наивного конкурента, ибо (как показала хотя бы реформа электроэнергетики «по Чубайсу, а не по уму») денег на такой прогресс просто не останется: все уйдет на оплату ЖКХ.
Ярче всего потребность в дешевом сырье выражают естественные инфраструктурные монополии: поскольку они определяют условия жизни всего хозяйства, каждый рубль (или доллар, или юань) их прибыли – это 3-6 соответствующих денежных единиц убытков для экономики в целом. Поэтому их цены должны быть минимально возможными (с учетом, разумеется, обеспечения надежности и собственной модернизации).
Это же правило – и по тем же причинам - относится ко всем видам сырья и, шире, ко всем издержкам производства (включая кредит): их производители могут получать прибыль только для обеспечения своего развития (или за счет экспорта).
А это значит, что все производства в этих сферах (включая крупные банки) должны быть национализированы (и затем реструктурированы - в интересах общей эффективности экономики, а не прибылей отдельных владельцев) – как в послево-енной Англии.
Разумеется, национализация должна быть мягкой: для сохранения и поощрения частной инициативы (и направления ее на снижение издержек, а не рост цен) государству достаточно иметь 51% капитала, не допуская консолидации блокирующего пакета у кого-либо из совладельцев.
Мягким должен быть и ее механизм: помимо компенсаци-онного налога (по примеру посттэтчеровской Англии – в размере разницы между стоимостью приватизированного на момент приватизации и поступивших за него в бюджет денег), взимаемого в то числе и акциями, он должен состоять в выкупе акций по биржевому курсу (хоть тот и снизится после решения о национализации).
Разумеется, перед выкупом понадобится полный аудит предприятий за все время их пребывания в частных руках, причем необоснованно выведенные либо недоинвестированные в них средства (исходя из объективной необходимости инвестировать не менее половины прибыли) должны быть возвращены частными владельцами, участвовавшими в управлении.
Поэтому по итогам национализации заметная часть приватизаторов и олигархов окажется должна обществу.
Выведенные же в офшор активы вне зависимости от их отрасли и значимости должны по факту этого вывода передаваться государству во внешнее управление, а, если их владельцы не перерегистрируют их в России в сжатые сроки, - конфисковываться как бесхозное имущество.
Кроме сферы, обеспечивающей издержки технологичных производств, национализации – для обеспечения бюджетной дисциплины - подлежат плательщики акцизов: производители алкогольной и табачной продукции, сахара и бензина (разумеется, извращения вроде «акциза на жидкую сталь» должны быть отменены вместе с их авторами, представляющими не меньшую опасность для общества).
Национализация обеспечит колоссальный рост доходов бюджета за счет как дивидендов и укрепления налоговой дисциплины, так и резкого роста деловой активности благодаря снижению издержек и общему увеличению управляемости.