Найти тему
Оксана Воронцова

ПсихологИя.

"Белые кувшинки". Клод Моне. 1899. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина. Москва.
"Белые кувшинки". Клод Моне. 1899. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина. Москва.

«Роман – это субъективная эпопея, в которой автор испрашивает дозволения на свой лад перетолковывать мир. А стало быть, весь вопрос в том, обладает ли он своим собственным ладом. Остальное приложится». Иоганн Вольфганг Гёте.

Все мы сегодня в той или иной степени знакомы с психологией. Она вокруг, в любой период времени нашего субъективного восприятия. Красивый мальчик в детском саду, девушка с лидерскими качествами в школе, с которой обязательно хочется дружить. Преподаватель английского, необыкновенно «чисто» артикулирующая: «pleasure», выдвигая вперёд и одновременно опуская нижнюю челюсть, как этого требует фонетика, рождённая правильным произношением. Психология пронизывает насквозь нашу жизнь, то подавляемая культивируемой внутренней самоуверенностью, то, наоборот, присутствующая в каждом слове и взгляде, с которыми сталкиваешься ежедневно. Более того, сегодня практически каждый в той или иной мере знаком с основами психологических знаний. Достаточно окунуться в бездонное пространство интернета, прочитать несколько книг о психологии, посетить соответствующие курсы и – вот оно! – ты сам себе психолог. А если обзавестись заветным дипломом (например, после краткого курса онлайн-обучения), то можно уже не просто «бороздить» просторы и глубины психологии, а уверенно нести приобретённые знания «в массы». Например, всё в том же онлайн-формате. Огромное количество психологов всех мастей и уровней подготовки любезно распахнули свои объятия в сети, только распахни свой ноутбук. Как говорила одна моя знакомая: «Вам со «слезой» или без? От этого напрямую зависит цена услуги». И совсем молодые, и умудрённые опытом профессиональные психологи, получившие образование по всем классическим канонам и продолжающие повышать уровень квалификации на протяжении жизни, уверяют нас, что никогда не надо заниматься самолечением. Обязательно нужно обращаться к профессионалу. Ведь предметом психологии является душа человека. А кому, как не дипломированному психологу знать то, что происходит в душе? Вашей душе…

…жизнь устроена так, что преподносит «сюрпризы» каждый раз именно тогда, когда уже кажется, что всё познал, прочувствовал, устал от обыденности, в общем, когда уже ничего не ждёшь. Пытаясь разобраться в дебрях своей души, в том "хламе", который накоплен уже не один десяток лет и который всё время почему-то хранишь, чётко осознавая, что пора давно выбросить, понимаешь, наконец, что без специалиста на этот раз не обойтись. Ну, спрячешь этот хлам «на балконе», ну, отвезёшь максимум на «дачу», но ведь он и оттуда будет напоминать о себе. «Попахивать» и «мозолить глаз», визуализируясь каждый раз в памяти и, что ещё хуже, при встрече в реальности. Действительно, пора уже обратиться к психологу, приобрести этот новый опыт, учитывая, что специалист – давняя знакомая, приятельница, всегда искренне готовая прийти на помощь.

– Ты любишь стихи?

– Нет. Сразу нет.

– Но ведь ты профессионально долгое время была связана с книгами. С текстами.

– Мне не нравится ритмичность.

После этого категоричного заявления с её стороны в памяти всплывают слова Гёте о волшебстве ритма, о том, что он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам… Я люблю стихотворения. В нашу жизнь они входят с самого раннего детства и наполняют её поэзией в прямом и переносном смысле. «Поэт призван изображать. Изображение же достигает своей вершины, лишь когда оно соревнуется с действительностью, а это значит, что наш дух сообщает описаниям такую жизненность, что начинает казаться, будто всё здесь видишь воочию. На высшей своей точке поэзия кажется чисто внешней; уходя внутрь она вступает на путь падения. Поэзия, которая изображает только внутренний мир, не воплощая его во внешнем, или только внешнее, не давая прочувствовать его изнутри, в равной мере попадает на ту последнюю ступень, с которой она сходит в обыденную жизнь.». ....как это похоже на психологию: в ней, как и в поэзии, существует неразрывная связь внутреннего и внешнего. И психолог, на мой взгляд, словно поэт, должен попытаться не просто «вытянуть» внутренние противоречия человеческой души на поверхность, но и примирить их с внешними проявлениями жизни, разъяснив (по возможности) причины и природу возникновения этих противоречий.

Мысленно рассуждая обо всём этом, я предлагаю сменить тему беседы, поскольку мы условились просто пообщаться, не определяя, кто является специалистом, а кто – пациентом. Ведь в психологии главное, как шутят сами психологи, кто первым «наденет халат».

– Давай поговорим о чём-нибудь другом. О том, что нравится. Например, о детстве.

– Мне нечего сказать. Есть, конечно же, приятные воспоминания, но их со временем перечеркнула современность.

– А любовь?

– Она тоже осталась там, в детстве.

– Ясно. О чём же мы будем говорить?

– Рассказывай о своих проблемах.

– Вот просто так взять и рассказывать?..

Мне становится не по себе от того, что я вот так просто начну монолог о том, что на протяжении десятилетий тяжелым грузом лежит на душе. Это «всё» возникло не сразу. «Оно» появилось давным-давно, в детстве, возможно после увиденного смерча или первой майской грозы, которая переломала молоденькие деревья с едва заметной зеленью. Возможно в каком-то солнечном дне, когда я любовалась бабочкой, легко и беззаботно порхающей с цветка на цветок. Или распустившимися кувшинками в пруду в «обрамлении» кваканья невидимых глазу лягушек, совсем как на картинах Моне… Учитывая, что весь цикл «Кувшинок» состоит приблизительно из 250 картин, мой душевный груз имеет самые разные проявления и спрятан в самых необычных и потаённых уголках души. Занимаясь самолечением, мне часто помогали и придавали силы слова Оскара Уайльда о том, что лечить душу нужно ощущениями, которые затем вылечат душу… Не знаю, что по этому поводу сказали бы профессиональные специалисты, но тогда я увидела в глазах моей знакомой… страх. Страх маленькой девочки, которая знает, что сейчас услышит и очень боится этого…

Беседа наша закончилась, едва начавшись. Точнее закончилась попытка говорить на тему души и её исцеления. Диалог вернулся в привычное русло, сформированное течением наших частых разговоров. Некогда это течение было бурным и выматывающим, громким и, главное, непредсказуемым! Со временем оно замедлилось, а русло почти высохло...

Начав сегодняшний рассказ цитатой Гёте, закончить можно его же словами. Только если в первом случае отсылка к психологии и психологам была сделана через литературу и уникальность автора, то в высказывании ниже ассоциации связаны с искусством и способностью настоящего художника, изучающего природу, «из низменного извлечь благородное, из уродливого – прекрасное»:

«Много прекрасного существует в мире разрозненно, и это – задача нашего духа: обнаруживать связи и тем самым создавать произведения искусства. Цветок обретает своё очарование лишь благодаря насекомому, сидящему на нём, капле росы, которая его увлажняет, сосуду, из которого он берёт свою последнюю пищу. Нет ни одного куста, ни одного дерева, которому нельзя было бы придать известную значимость благодаря соседству со скалой, с источником или – большую прелесть благодаря сдержанному, простому фону».

"Голова женщины". Мари Лорансен. 1909. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина. Москва.
"Голова женщины". Мари Лорансен. 1909. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина. Москва.