Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я напишу, а вы почитаете про Fallout 1 - родоначальницу серии Fallout - одной из самых известных игровых вселенных. Для дедов вроде меня, это игра детства, достойнейший представитель жанра РПГ, но к сожалению, большинство молодых людей даже не слышали никогда о ней. Им интереснее однообразные как стены в дурке Fallout 4 и Fallout 3, некоторые более разборчивые геймеры проходили Fallout: New Vegas, но узнать о корнях серии у многих стремления нет. Это вполне оправдано, сейчас на первый фолыч без слёз не взглянешь - изометрия, пиксели анимации лица, сделанные как пластилиновые мультики. В мире игр по обложке судят, и выдают первым радиоактивным осадкам приговор - пережиток прошлого. Однако не стоит торопиться с выводами. Я вас уверяю, даже современным играм есть чему поучиться у старой школы!
Давайте начнём с объективных минусов
Игре 25 лет исполнится в этом году, и она старше, чем большинство игроков в более поздние части серии. Естественно из этого вытекает ряд проблем: 1) графика, к которой придётся привыкать. 2) доступность - диск с игрой просто так вы не достанете, придётся качать с торрента (что может стать причиной появления на вашем компьютере вирусов или просто кривого издания фоллаута). Я рекомендую по возможности купить игру в стиме, как-никак, там нормальное, работающее издание и нет вирусов. Однако, решать вам, не каждый готов потратить рублей 300 на артефакт из прошлого. 3) В стиме игра на английском полностью, вам придётся искать, скачивать и устанавливать нормальный перевод из интернета. 4) В игре нет автосохранений, если вы забудете сохраниться и погибните через полчаса игры - начнёте с последнего сохранения полчаса назад. 5) Боевая система - пошаговая. Сначала бьёт один участник драки, после него другой. Если на вас нападут толпой - будете ждать когда сходят все, иногда очень долго.
Благодаря всему вышеперечисленному многие игроки бросают игру на первых 15-ти минутах прохождения. Это ошибка, друзья. Конечно, сейчас чтобы играть в Fallout 1 вам придётся самого себя заставлять это делать. Но я так скажу - стерпится - слюбится. Почти все, кто в своё время заставил себя пройти игру об этом не пожалели. Почему?
Перейдём к плюсам игры:
1) Сюжет. В игре сюжет одновременно прост(это не спасение мира и не какой-нибудь роман-эпопея как Dragon Age Origins) и одновременно довольно сложен(некоторые вещи не так просты и заставляют задуматься). Если коротко и без спойлеров, то игрока отправляют на поиски контрольного чипа системы очистки воды для убежища номер 13(дом главного героя). После ядерной войны часть людей спряталась в убежищах под землёй и жила там. В нашем убежище всё было хорошо, пока тот самый чип не сломался, без него мы останемся без воды. Делов на 15 минут, но нам дают 150 дней. Время в игре идёт довольно быстро, так что в тупую носиться по всей карте у вас не получится, время закончится и игра будет проиграна. Придётся ходить по городам и расспрашивать местных жителей. По итогу, когда вы найдёте чип и вернёте его окажется, что всё не так просто. От жителей городов вы узнаете о супермутантах, которые очень не дружелюбно настроены к людям. Более подробно об этом вы узнаете, когда пройдёте игру.
2) Отыгрыш. Вы можете создать полного дебила с 1 интеллектом, который даже говорить нормально не сможет и пройти им игру. Вы можете создать персонажа с максимальной удачей и в пяти шагах от начала игры найти перевернувшуюся инкассаторную машину, забрать оттуда все деньги и купить на них лучшее снаряжение игры. Вы можете играть берсерка и мочить всех на лево и направо, вырезать весь город, если он вам не понравился. А можете пройти игру никого ни разу не убив. Естественно ваши решения влияют на города которые вы посещаете. У любого города есть минимум две концовки: условно хорошая и условно плохая. В конце игры вам покажут ролик о жизни города после ваших приключений. У одного города из Fallout 1 концовок больше, чем у мега крутой РПГ - Skyrim.
3) Атмосфера. Играя в Fallout 1 вы заметите - каждый город уникален. В каждом своё настроение, где-то большой торговый центр, в котором вы на каждом шагу встретите торговцев, а где-то полная разруха, даже говорить особо не с кем. В каждом городе к вам разное отношение, в каждом городе свой саундтрек, и каждый из них прекрасен. Гуляя по пустошам создаётся небольшое чувство тревоги - мир опасен, вы не знаете, кого вы встретите и как он к вам отнесётся. В любой момент на вас может напасть стая огромных скорпионов. Но ваша цель слишком важна, чтобы сдаться. Атмосфера важности вашего путешествия поддерживается периодическими напоминаниями, что дней у вас на поиски остаётся всё меньше. Из-за чего создаётся впечатление, что вы для реального убежища чип ищите, приходится откладывать посещение локаций, больше идти и меньше спать, спрашивать вообще всех. И этого не хватает в современных играх.
4) Прокачка. За время игры ваш персонаж превратится из лёгкой добычи, которая только вчера мир увидела, в страшное испытание для его противников. В начале игры, если вы не кинули пару очков в прокачку оружия ваш персонаж будет промахиваться в упор по любой цели. Если за время игры вы будете развивать навык пользования оружием, то к концу приключения ваш персонаж сможет стрелять через всю карту в глаза крысе, с вероятность попадания 95%. На ваших глазах вырастет новый терминатор пустошей, которого, в зависимости от вашей игры, будут либо уважать, либо ненавидеть. Но оружие не единственный способ решения проблем. Вы можете прокачивать красноречие и решать все проблемы не прибегая к насилию. Вы можете прокачать воровство и украсть у противника оружие раньше, чем он подумает его достать. Вы вольны играть как вам захочется, и вы вольны преуспеть в любом направлении. По сути, выбирая начальные характеристики персонажа, вы выбираете причину, по которой именно вас отправят на поиски спасения. Выбрали максимум удачи - вы счастливчик, вам определённо повезёт и вы найдёте чип. Выбрали минимум удачи - возможно из-за вашего невезения чип и сломался, вы приносите неудачу убежищу, и от вас стоит избавится от греха подальше. Выбрали минимум силы или интеллекта - вас не жалко отправить на убой. Выбрали максимум выносливости - вы гарантированно переживёте все трудности и поэтому именно вам следует уйти на поиски. Подобного, честно, ни в одной игре не видел. Обычно, главный герой сразу избран богами и всё такое, и поэтому по определению с заданием справится. Выбирая ему статы, мы выбираем форму мешка, в который будет вложена великая сила победить всё и вся.
Чего не хватает современным РПГ, что есть в Fallout 1?
1) Свобода выбора. Только вы решаете, что будет делать ваш персонаж. Вы можете случайно или специально убить квестового персонажа и не получить важный квест, даже ключевой для игры. Вы можете пройти любой квест разными путями. Например, вам могут дать квест на убийство человека. Вы можете украсть какую-нибудь вещь из дома жертвы, и убедить нанимателя, что задание выполнено. Купить на полученные деньги оружие и застрелить из него работодателя. А можете сразу сдать его полиции. И таких примеров много. Как вам хочется, так игру и проходите. Игру реально пройти абсолютно любым персонажем. И с абсолютно любой репутацией.
2) Никаких ограничений. Вы можете в самом начале игры пойти куда надо и получить лучшее снаряжение игры. И мало того, вы сможете его экипировать! Большинство предметов поздней игры в современных РПГ ограничены уровнем персонажа или невидимыми стенами в хай-левел зоны. В первом фолыче такого нет. Вы ограничены только вашими знаниями. Даже при смерти ключевого персонажа, и не получении ключевого квеста вы сможете пройти и игру и этот квест. Конечно, если вы знаете, что от вас требуется. Если вы знаете, где лежит самое сильное оружие игры, вам ничего не мешает его взять сразу после выхода в открытый мир.
3) Отношение к игроку. В современных играх к игроку относятся как к умственно отсталому. Вот тебе маркер, компас, быстрое путешествие, подсказки, только пожалуйста, дойди до чувака в соседнем доме, у него квест есть. Ключевой предмет ничего не весит - вдруг наш игрок тащит что-то тяжёлое и у него инвентарь полон, а предмет взять надо и выкидывать ничего не хочется. Персонажи и 10 раз повторят одно и то же, вдруг ты не понял. Fallout 1 игрока за дебила не считает. Если с вами разговаривает дон мафии, то он два раза не повторит, ты же взрослый человек, понимаешь с кем разговариваешь, так что фильтруй базар и записывай, чтобы не забыть, а то словишь пулю. Ключевой предмет не влезает в инвентарь? Сам виноват, зачем тащишь с собой всякую фигню. Всё равно не влезает? Решай, что тебе важнее: судьба города или дробовик на продажу. Маркеры не нужны - реализм. Сказали в баре сидит торговец - иди в бар спрашивай.
4) Обилие концовок. В игре около 5 городов, у которых есть минимум две концовки. В конце игры покажут мультик, что стало с городом после ухода героя. В зависимости от действий игрока город будет процветать или переживать упадок. Крайне не хватает в современных РПГ. Зачем я делаю квесты в городе, если это ни на что не влияет. Что я был в нём, что не был. Тут же, иногда даже незначительный квест может предопределить судьбу города.
Подводя итог
Fallout 1 прекрасная игра. Проходить её нужно вдумчиво, пробегая как паровоз вы ничего не поймёте и вам она не понравится. В современных играх думать нужно по минимуму. Такое чувство, что местами игра играет сама с собой. Разработчик будто строгий родитель говорит тебе что делать, а ты, как послушный ребёнок делаешь. При игре в фолыч, у неподготовленного геймера может возникнуть чувство потерянности: куда идти? что делать? Но поверьте в этом кайф! Вы не просто брошенный ребёнок, вы - брошенный ребёнок на шоколадной фабрике. Как и какую шоколадку съесть, решать вам, Сколько шоколада съесть, решать вам и вашей совести, вас не наругают. Минусы у игры есть, и довольно серьёзные. Поэтому для игры в неё вы должны, следуя примеру Иисуса, простить за всё разработчиков и смиренно играть, не замечая минусов. Самым сладким призом за терпение будет сюжет игры, который более подробно будет рассказан во второй части. И если вам чего-то не хватило в первой части, то будьте уверенны - во второй части вы найдёте то, что хотели. Первая часть была пробой пера. Настоящее произведение искусства это вторая часть. Но о ней - в другой статье.
На этом всё, спасибо за внимание, до новых встреч!