Говоря о том, что СВО на Украине — это война в привычном понимании, люди зачастую ошибаются. В отличие от «полноценной» войны, операции проводятся штатом вооружённых сил и других силовых структур мирного времени, с ограниченными задачами. Иными словами, операция — это эпизод вооружённого конфликта.
С самого начала спецоперации Российские ВС не проводят мобилизацию, а пополняются за счёт существующих предприятий ВПК и добровольцев. Огромную роль в СВО играют личные качества наших бойцов, их готовность к массовому подвигу, в то время как на Западе ожидают какого-нибудь супергероя, который придёт и всё изменит в мгновение ока (что же касается ВФУ, здесь нашёл отражение «Призрак Киева»). Тем временем в Киеве проводят четвёртую (тотальную) мобилизацию с целью поставить под ружьё миллион. Наряду с курсантами военных училищ первые мобилизованные этой волны обучаются на территориях стран НАТО.
Как известно, концепция сетецентрических войн внесла коррективы в представление о тактике пехотных подразделений. Так, последние десятилетия основной тактической единицей становится батальонная тактическая группа (БТГР). В отличие от линейного усиленного мотострелкового батальона (МСБ), она имеет зону ответственности, а не полосу наступления и район обороны. БТГР наступает в походных или предбоевых порядках, так как сетецентрическая концепция предполагает создание благоприятных для БТГР условий на поле боя (возможность беспрепятственного продвижения наземных сил достигается сетецентрическими и гибридными средствами). При этом обороняющаяся сторона в хаотичных попытках дать отпор теряет управление, её логистика нарушается, а воля к сопротивлению падает.
Такая тактика сработала в Крыму в 2014 году, она же была задействована и 24 февраля 2022 года. Однако в случае со спецоперацией Z гибридный компонент не сработал, из-за чего первые наши солдаты и офицеры попали в плен, а передовые войска попадали в критические ситуации. И тем не менее благодаря этим стремительным броскам была скована большая часть ВСУ, и в течение первого месяца противник не мог нанести контрудар.
На втором этапе СВО упорядочилась линия фронта, российские войска вернулись к линейной тактике (главное направление — Донбасс), а также вернулись к ряду тактических приёмов времён ВОВ. Возможно, темпы наступления могут снизиться до 1-2 км в сутки (сейчас они составляют 3 км в сутки), однако после прорыва тактической зоны противника и при наличии оперативных резервов они должны будут вырасти до 20 км в сутки.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"
#украина #россия #армия #геополитика #спецоперация #донецк #луганск