Вот два высказывания, оба взяты из публичного пространства. Одно принадлежит заместителю руководителя ведомства, имеющего отношение к образованию; второе - человеку, активно продвигающему «критику образовательной политики». Детский вопрос – найдите два отличия:
«Проблема в том, что учитель не то, что не умеет вести урок, а то, что не знает свой предмет… они уныло ведут урок, или не уныло, это вещи второго порядка, первый порядок – учителя не знают свой предмет».
«Проблема с педагогами – 20% испытывают определенные проблемы в предметной подготовке, 50% – проблемы в методической подготовке; до 80% испытывают проблемы, связанные с объективностью оценивания».
Теперь, начиная разговор о фокусниках в образовании, начинаем внимательно следить за их руками.
То, что со школьным образованием в стране проблема, – это объективный факт. То, что с этим надо что-то делать, тоже не вызывает сомнений. Но те, кто находится у кормушки, не имеют реального представления о том, что именно позволит вернуть образование на достойный уровень, их ведь таких, в свое время, специально подбирали. А место сладкое, и потерять его нет никакого желания. Что же в этой ситуации делать? Рецепты простые – отвлекать внимание и размазывать (размывать) единство педагогического сообщества. Как? Да все очень просто. Например, есть какая-то проблема, скажем оплата труда учителя. Есть прописанный механизм в законе. Но нет желания его выполнять, так как для выполнения надо приложить определенные усилия, а это – трудно. Вот и выпускают на арену клоунов, которые начинают предлагать какие-то совершенно немыслимые варианты начисления зарплаты – основная часть, стимулирующая, коэффициенты различные. Говорят много – воз и ныне там. Еще в 2012 году, сразу после майских указов, я на одном представительном совещании высказался на тему, что не надо изобретать велосипед – передайте вопросы оплаты труда в ведение федерального центра – у многих регионов и муниципалитетов физически нет возможности выполнить эти указы без ущерба качеству, и приравняйте среднюю зарплату по региону к ставке – 18 часов. Самое смешное, что это достаточно эффективный механизм, как для того, чтобы у учителя появилась достойная зарплата, так и для поднятия престижа профессии учителя. Но что более интересно, средства на это в бюджете есть (и были). Тогда все уперлось в то, что находившиеся у власти чиновники, в том числе и финансовые, больше были озабочены другими вопросами. Предложение заболтали. А сама тема пошла гулять по кабинетам и просторам интернета. Да, конечно, в целом поручение Президента выполнили: сократили учителей, увеличили им нагрузку – кое-как и кое-где вышли на показатели. Правда, и зарплата все равно нищенская (за исключением богатых регионов), и качество в очередной раз просело. Но появился повод начать ругать педагогов – мол, некомпетентные. Хотелось бы посмотреть на то, какое качество образования дадут, к примеру, авторы приведенных цитат при нагрузке 40 часов в неделю! Годик хотя бы просто протянут? Недавно знакомому депутату предложил – давай вернемся к тому, что я предлагал? Не мой комитет, ответил он… Я его не осуждаю, у них там своя субординация. Тем не менее, вопрос оплаты учительского труда все еще стоит на повестке, куча людей высказывается о том, что и как надо сделать. Например, зарплата учителя должна быть 5 МРОТ. Будет 5 МРОТ - в школу пойдут уникальные специалисты, и вот тогда будет всем счастье! Не будет. Во-первых, потому, что зарплату учителям платят регионы, а не все регионы могут это обеспечить. Во-вторых, для ряда регионов это будет понижение учительских зарплат. В-третьих, какая взаимосвязь между 5 МРОТ и хорошим специалистом, тоже не совсем понятно. Учитель не становится учителем только от того, что у него запись в дипломе. Чтобы стать учителем, надо поработать, набить шишек. Может быть расчет на то, что в школу придут репетиторы? Так репетиторы привыкли работать с одним-двумя детьми и совершенно с другой нагрузкой. ВУЗовские преподаватели? Так преподавание в ВУЗе и школе отличается, и существенно. И четвертое, 5 МРОТ на что? При тех же 30-40 часах показать реальное качество невозможно! То есть мы видим популистский лозунг, не более того. Но что более важно, так это то, что данный посыл про 5 МРОТ позволяет чиновникам от образования развести руками и сказать – это нереально, откуда деньги, идея не продумана и так далее. То есть человек, высказавший эту идею, льет воду на мельницу чиновников от образования.
Если ты что-то предлагаешь, ты должен четко понимать механизмы реализации своих предложений, и, самое главное, к чему эти предложения приведут. Если ты не можешь на пальцах объяснить так, чтобы и ребенку было понятно, то, наверное, твои предложения не до конца продуманы или просто являются лозунгами с целью привлечь к себе внимание, а не решить существующую проблему. К сожалению, на данный момент все, что мы слышим от тех или иных публичных персон в сфере образования, – это чистой воды популизм. И этот популизм выгоден власти, именно такие непродуманные положения и позволяют чиновникам разводить руками – разговаривать не с кем! Причем не могу с уверенностью утверждать, что популисты этого не понимают. Думаю, понимают. И тогда вопрос уже должен ставиться в другой плоскости…