«Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды, я бы купил её, если бы она не стоила 40 000 рублей», — писал Пушкин в письме Наталье Гончаровой 30 июля 1830 года.
Мадонной, которой любовался поэт, скорее всего, была мадонна Перуджино. О верности этого предположения говорит тот факт, что сейчас эта картина находится в России.
Она хранится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В музей картина переехала из Эрмитажа, а в Эрмитаж она попала из собрания графа Г. А. Строганова.
В любом случае я предлагаю вам взглянуть на это произведение:
Казалось бы, что общего у этой Мадонны и Натальи Николаевны?
Ответ мы найдём в воспоминаниях современников...
«Лицо было чрезвычайно красиво, но меня в нём, как кулаком, ударял какой-то недостаток...»
Наталью Гончарову считали одной из самых красивых женщин Петербурга. И была у неё одна особенность, которая, по мнению многих, только добавляла очарования её внешности.
Княгиня В. Ф. Вяземская рассказывала, что «жену свою Пушкин иногда звал: "моя косая Мадонна". У неё глаза были несколько вкось». Конечно, говорил он это с особой нежностью, ни в коем случае не пытаясь оскорбить. «Пушкин восхищался природным здравым её смыслом. Она тоже любила его действительно», — продолжала княгиня.
Эту изюминку облика Натальи Николаевны можно разглядеть на портрете, который выполнил Александр Брюллов — старший брат живописца Карла Брюллова.
Последний, несмотря на знакомство с Пушкиным и его многочисленные просьбы запечатлеть любимую, портрет писать отказался. Говорят, как раз из-за особенности, которую современники деликатно называли «неопределённостью во взгляде».
Александру Брюллову удалось создать невероятно нежный образ юной Гончаровой, которая, по некоторым данным, в тот момент уже была «в интересном положении».
Уникальность работы художника состоит ещё и в том, что это единственный портрет Натальи Николаевны анфас:
Другим «открытием» по поводу внешности «госпожи Пушкиной» поделился С. И. Моравский:
«Лицо было чрезвычайно красиво, но меня в нём, как кулаком, ударял всегда какой-то недостаток. В конце концов, я понял, что, не в пример большинству человеческих лиц, глаза её, очень красивые и очень большие, были размещены так близко друг от друга, что противоречили рисовальному правилу:
"Один глаз должен быть отделён от другого на меру целого глаза"».
Может, эти особенности и делали облик Натальи Николаевны таким пленительным для окружающих? Именно «неопределённость во взгляде» для Пушкина сближала внешность любимой жены с созданным Перуджино образом Мадонны. И заставляла часами любоваться работой талантливого итальянского живописца эпохи раннего Возрождения. Работой, которая пробуждала в поэте самые светлые чувства.
А вы замечаете сходство?..
Поставьте лайк, если находите статью интересной. Другие интересные факты о жизни писателей ищите по тегу #бр_биография (нажмите на него).