Что такое медитация и какова ее классификация?
Медитация является одним из инструментов, используемых в современных светских терапевтических программах (в качестве профилактического или терапевтического инструмента для улучшения или восстановления здоровья), особенно тех, которые непосредственно связаны с созерцательными подходами (внимательность, сострадание). Поэтому стоит ознакомиться с эффектами, которые он может вызывать, в том числе ссылаясь на возможные побочные эффекты или угрозы – как в контексте собственной практики, так и использования медитативных практик (методов) с другими людьми.
Таким образом, сначала необходимо определить и рассмотреть термин «медитация». Кто она? Само западное слово «медитация» происходит от латинского и происходит от глагола «думать, обдумывать», само слово «мед-» из праиндоевропейского языка означает «измерять, советовать». Однако медитация в восточном контексте не означает анализа. По-тибетски медитация звучит как гом, или «привыкание» или «познание себя». Как сказал Трунгпа Ринпоче, учитель тибетского буддизма, медитация — это «способ остановить самообман». Медитация — это не западное «чувствовать себя лучше», это даже не баланс или гармония. Речь идет о постепенном раскрытии всех тех слоев, масок, которые, казалось бы, обеспечивают защиту, вызывают еще большее замешательство,
Другой тибетский буддийский мастер, сказал, что речь идет не об изменении лишь одного маленького аспекта себя, а о фундаментальной, полной самотрансформации. В этом смысле медитация — это тренировка ума, которая меняет наш опыт, поведение и функционирование на многих уровнях. Говоря современным языком, это изначально регуляция внимания, когнитивных и аффективных процессов.
Определение медитации может быть основано на методе или состоянии, которое вызывает медитация. Они также отмечают шесть стадий процесса медитации: нормальное состояние (до начала практики), состояние, связанное с намерением начать, подготовка, метод (т.е. фактическое время самой практики), измененное состояние (результат применяемого метода). ), и намерение закончить. Авторы этой классификации указывают, что каждый из этих этапов может быть связан с нейробиологическими изменениями.
Что касается классификации медитации, то теперь ее можно разделить на медитацию сфокусированного внимания, открытое наблюдение и медитацию недвойственного осознания. В медитации внимания само внимание сосредотачивается на одном объекте, например на дыхании (относительно одного места в теле, например, на носовой канавке). В ходе этого вида практики внимание постепенно стабилизируется, а ум (эмоции, мысли) успокаивается (становится менее реактивным). В другом типе медитации внимание больше не фокусируется только на одном объекте, а систематически распространяется на другой. В последней форме сама практика может также начинаться с фокуса, но затем практика становится более рассредоточенной, без обращения к одному объекту.
В большинстве форм медитации, независимо от фокуса внимания (будь то дыхание или, например, образ), практика начинается с того, что вы замечаете отвлечение, отпускаете отвлекающий объект (например, мысли) и затем возвращаетесь к нему. объект(ы) внимания.
ОПЫТ В МЕДИТАЦИИ
Медитация может относиться к изменениям (как положительным, так и отрицательным) в следующих семи измерениях: когнитивном (например, изменение внимания), перцептивном (т. е. восприятии, например, переживании галлюцинаций), аффективном (т. например, эмоциональная лабильность), соматическая (например, изменение характера дыхания), волевая (измерение, связанное со значением, придаваемым опыту, например, изменения в мотивации), самооценка (например, изменения личных границ) и социальная (например, повышенная просоциальность). Эти переживания также могут быть применены к различным медитациям из-за того, с каким аспектом они связаны.
Стоит отметить, что как кажущиеся положительными, так и отрицательные переживания в ходе самой практики медитации могут на самом деле означать прямо противоположное. Например, чувство грусти или даже более продолжительное настроение грусти может означать активацию соответствующих аффективных процессов, открывающих следующие слои переживания себя (экспозиция). С другой стороны, чрезмерное веселье, радость могут означать, в свою очередь, сокрытие определенных переживаний. Поэтому стоит учитывать интенсивность и контекст возникновения данного явления (опыта), его перевод (более широкий контекст) в функционирование в различных масштабах (упомянутые выше измерения).
ПРИМЕРЫ МЕДИТАТИВНЫХ ПРАКТИК.
Из подхода осознанности, например, медитация осознания дыхания, медитация при ходьбе.
Из сострадательного подхода (прежде всего, из CFT - Терапии, ориентированной на сострадание, но также и из MSC - Тренировки осознанного самосострадания), например, практика брать и давать (тонг-лен), т. е. дыхательно-воображаемая форма; УРТ – успокаивающее ритмичное дыхание (УРТ); безопасное место (воображаемая форма; CFT), практика доброжелательности/любящей доброты (MSC).
Другие примеры: практика Махамудры, Дзогчен (природа ума, «пустота»), медитация с использованием соответствующих повторяющихся слов или фраз (например, в буддийской или христианской практике).
ЛОВУШКИ ПРОЦЕССА МЕДИТАЦИИ: ОПЫТ — ЭТО НЕ РЕАЛИЗАЦИЯ
Из-за большой путаницы, в том числе на чисто концептуальном уровне, отсутствия знаний и традиций, из которых происходит практика, многие опыты или представления о медитации могут быть неправильно поняты.
Само утверждение, которое в наши дни часто звучит, что «нет плохой медитации», неверно. Во-первых, чисто с технической точки зрения данное руководство может быть неверным.
(з) понял. Например, когда практикующий смешивает с собой разные наставления, тем самым забывая или даже не осознавая различных функций различных практик (медитационных упражнений). Если к практике дыхания добавить указание, связанное с воображаемой работой, то сама практика существенно изменится и может иметь совсем другие последствия, чем чистая практика сосредоточения внимания на дыхании (без добавления воображаемой работы).
Медитация также может быть ошибочной на уровне самих медитативных эффектов, например, когда она приводит к поверхностной или замораживающей медитации. В медитации (например, как части светского подхода осознанности) суть не в том, чтобы не иметь эмоций, а в том, чтобы иметь инструмент для регулирования эмоций. Другими словами, эта (чрезмерная) реактивность или автоматическая, нерефлексивная реакция на возникающие эмоции должны быть уменьшены. Однако после сильного эмоционального переживания для того, чтобы была возможность уменьшить эту интенсивность - речь не об устранении эмоций. Простая внутренняя тишина (позволяющая уму делать то, что он делает), чрезмерно применяемая, приводит к так называемому болезнь медитации, или падение в пустоту, полную потерю себя. С другой стороны, слишком сильная привязанность к приятным переживаниям может привести к что практикующий становится слишком привязанным к таким состояниям или даже начинает отождествлять и понимать практику медитации просто как форму переживания удовольствия, что иногда называют феноменом «искажения прозрения». Таким образом, сам опыт не следует путать с достижением чего-либо.
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИТАТИВНЫХ ПРАКТИК – В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПСИХОТЕРАПИИ, МЕДИЦИНЕ.
Стресс (в том числе посттравматический), различные формы зависимости, расстройства настроения (в том числе тревожные расстройства, рекуррентные депрессии), хроническая боль, психические расстройства, неврологические расстройства, соматические и хронические заболевания и состояния.
Используется для эмоциональной регуляции, улучшения когнитивных и социальных компетенций (включая просоциальное поведение, такое как сотрудничество, обмен), а также улучшения маркеров здоровья.
Однако в том смысле, что в процессе медитации могут возникать различные переживания, как приятные, так и неприятные, плохой медитации действительно не бывает, потому что приятная медитация может, например, означать прикрытие определенных процессов (хотя, конечно, есть и приятные переживания, которые важно и нужно). В традиции тибетского буддизма существует термин «нджам», который относится к широкому спектру медитативных переживаний, которые могут относиться к чувству: блаженству, радости, ясности мыслей, отсутствию мыслей, через сильную физическую боль, физиологические расстройства, к переживаниям паранойи, гнева, страха или печали.
Факторы, которые повлияли на этот опыт, были связаны с четырьмя измерениями: уровень опыта практикующего врача, опыт в контексте практики, отношения и поведение, связанное со здоровьем. Эти факторы, очевидно, могут влиять на интерпретацию эффектов и переживаний процессов медитации.
Исследования по семи измерениям показали, что, например, в когнитивной сфере (относительно психического функционирования, содержания и качества мыслей, когнитивных процессов, включая память, принятие решений) происходили такие процессы, как, например, метапознание (способность контролировать психические/познавательные процессы), психическая неподвижность (периоды отсутствия мыслей или очень небольшого количества мыслей). Однако был также опыт, называемый «щепетильностью» или навязчивыми мыслями об этичном поведении (в основном для практикующих в монашеском контексте), а также изменения в мировоззрении, в том числе путаница в этих взглядах. Наблюдалось ускорение когнитивных процессов, т.е. погоня за мыслями (это может быть связано с фактом наблюдения за мыслительными процессами, а не обязательно с эффектом самой медитации).
Перцептивное измерение (восприятие) относится к пяти чувствам (зрению, обонянию, слуху, вкусу и соматосенсорной обработке, включая интероцепцию и проприоцепцию). В этом измерении изменения касались повышенной чувствительности к свету (в том числе к цвету - гиперхромия), звукам, ощущениям - что может быть очевидным, учитывая, что определенные виды медитации усиливают сенсорный опыт. Обратное также имело место, а именно растворение воспринимаемых объектов и даже искажения во времени, пространстве и дереализации, что, в свою очередь, неудивительно, если, например, человек практиковал в рамках подхода пустотности одну из функций то есть изменить восприятие. Имелись также галлюцинации и соматосенсорные изменения (изменения в ощущении схемы тела).
КЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ И ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОДХОДЕ ОСОЗНАННОСТИ
Через (в начале) регуляцию внимания (и его процессов):
переживание и когнитивные изменения -> сенсорные -> феноменологические -> аффективные -> социальные (могут проявляться и на уровне ценностей, приоритетов, связанных с формой действия, отношения) = часть Когнитивная часть (система) влияет на аффективную часть
* При сострадательном подходе работа начинается с аффективной системы = аффективная часть (система) влияет на когнитивную часть.
Что касается аффективного измерения, то изменения касались частоты, типа и интенсивности эмоций, включая как увеличение, так и уменьшение переживания отдельных эмоций. С точки зрения усиления наиболее часто упоминаемыми эмоциями были тревога, тревога, паранойя, паника. Также имел место опыт эмоциональной лабильности, изменения эмпатии и аффилиации (ощущения связи с другими) или, в свою очередь, эмоциональной уплощенности. Кстати, стоит еще раз отметить, что даже неприятные переживания не обязательно имеют негативные последствия, наоборот. Эмоциональная лабильность может быть следствием не только предоставления себе пространства для переживания эмоций, которые прикрываются ежедневно (например, различными видами деятельности), но и изменений на физиологическом уровне (например, за счет активации блуждающего нерва). С другой стороны, может также указываться эмоциональное обмеление на каком-то этапе практики, потому что это может быть формой так называемого защитный механизм, защитить от чего-то (например, от какой-то эмоции, воспоминаний), для чего слишком рано. Проблема, конечно, может возникнуть, если эмоциональная уплощенность присутствует постоянно (независимо от времени занятий и вида занятий).
В контексте всех этих аспектов также необходимо понимать, что даже в практиках, где работа начинается с сосредоточения внимания на когнитивных функциях (например, связанных с процессами внимания), одновременно ведется работа и с аффективными процессами. Сам факт того, что многие практики проходят в статической форме и в течение длительного времени (преднамеренно), когда движения тела ограничены (часто также именуемые «неподвижностью»), обуславливает то, что это влияет на физиологические процессы. Таким образом, распространенным явлением среди практикующих является переживание печали, которое, однако, не должно сохраняться в течение длительного времени. Если возникает такая ситуация, стоит проверить, есть ли необходимость решить проблему в другом контексте, например, в разговоре с другом или, при необходимости, даже в терапевтической работе. Вспоминая что медитация может быть терапевтической (или «терапевтической»), но это не терапия. Практикующие также испытывали положительный аффект (например, радость), а также суицидальные мысли (в результате обострения депрессии). Напротив, травмированные люди испытали повторное переживание травмирующих воспоминаний, а также неконтролируемый смех или плач и повышенное раздражение.
МИФЫ И ПОДВОДНЫЕ КАМНИ РАЗМЫШЛЕНИЙ О МЕДИТАЦИИ ИЛИ САМОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИТАЦИИ:
- «Нет плохой медитации»;
- «Совершенный медитатор» — неверные предположения, связанные с личностью практикующего медитацию;
- «Погребение эмоций», снижение эмоций, эмоциональная заморозка;
- слишком много строгости, слишком много раскованности (во время, после или в результате процесса медитации), связанных не только с тем, как мы практикуем физически (например, в отношении позы для медитации), но и с точки зрения отношения к практике и к себе ( здесь важно адекватное самосострадание, иначе говоря «нежная дисциплина»);
- предположение, что медитация является формой психотерапии;
- «Випасиана-упаккилеса» — это феномен «испорченности прозрения», то есть ложная вера в то, что эйфорические переживания равны прозрению;
- феномен «макджо», то есть различные формы переживания галлюцинаций, галлюцинаций (зрительных, звуковых или сенсорных явлений);
- феномен "нджам" (относится к широкому спектру медитативных переживаний) - такие переживания, как блаженство, ясность, временное отсутствие мыслей или концептуализация, которые могут иметь свою противоположность, например отсутствие мыслей может быть связано с невежеством, потерей интереса , релятивизм;
- отсутствие привязанности, например, к каким-то важным вопросам, людям, деятельности (это тоже может быть положительным эффектом), может привести к безразличию, инертности, необязательности;
- следование / цепляние за / поиск стимулов - это может включать привести к феномену макджо, привести к путанице между опытом и реализацией;
- «Ту-и-тераизм», термин , — означает полное отключение от контекста прошлого и будущего, историко-политико-социального контекста, может привести к безразличию, безразличию (состраданию), недостатку принятия соответствующих мер;
- предположение о том, что медитация (особенно практика осознанности) является лишь усилением познавательных процессов, - это также связано с недостаточным знанием и пониманием функций данных медитаций и их более широкого контекста, а также со всеми вышеперечисленными подводными камнями.
- #медитация #дисциплина #практика