Найти тему

Как котики завоевали Лондон! Что такое джин? Все так просто (сложно) как кажется? Часть 3.

Всем привет!

Лондон, образца второй половины XVIII века - мегаполис во всех смыслах. Столица империи, которая имеет колонии по всему миру. Население растет очень быстро. К 1770 году население Лондона составляло более 700 000 человек. Для сравнения, в Москве, тогда жило чуть больше 220 000 человек.
Лондон, образца второй половины XVIII века - мегаполис во всех смыслах. Столица империи, которая имеет колонии по всему миру. Население растет очень быстро. К 1770 году население Лондона составляло более 700 000 человек. Для сравнения, в Москве, тогда жило чуть больше 220 000 человек.

В предыдущих частях мы разобрали, что такое джин, с точки зрения, законов и ГОСТОВ (здесь). Разобрались почему именно плоды можжевельника стал главными. Также разобрались откуда напитки, ароматизированные можжевельником пришли в этот мир (здесь). В этой части продолжим разбирать историю. Здесь я расскажу как джин стал главным напитком Лондона.

Женевер активно стали экспортировать в Англию в связи с двумя знаковыми событиями: Тридцатилетняя война и коронация Марии II Стюарт на престол Англии, Шотландии и Ирландии, а вместе с ней короновали Вильгельма III Оранского.

Вильгельм III Оранский и его супруга Мария II Стюарт. Именно его закон о дистилляции 1690 года положил начало расцвета джина в Англии.
Вильгельм III Оранский и его супруга Мария II Стюарт. Именно его закон о дистилляции 1690 года положил начало расцвета джина в Англии.

Вкратце про эти события. Тридцатилетняя война (1618 - 1648). Считается, что последняя религиозная война в Европе. В прямом смысле войной это не было. Это ряд боевых действий с очень продолжительными, относительно тихими периодами. Воевали протестанты с католиками. Со стороны католиков выступали Священная Римская Империя, Испания и Речь Посполитая. Со стороны протестантов Голландия, Англия (не совсем протестанты, но близки по вере к ним), ряд скандинавских княжеств и Швеция. Итогом войны стала политическая и религиозная независимость Голландии от испанской короны. Так как Англия воевала на стороне Голландии, она отправляла войска в Голландию. Там английские солдаты познакомились с местным напитком, которые голландские солдаты пили для поднятия боевого духа. За что англичане прозвали его "Голландская храбрость". Это был обычные женевер. Естественно голландцы не упустили такую возможность и после окончания войны начали активно экспортировать женевер в Англию.

Коронация Марии II Стюарт и Вильгельма III Оранского. Так как Вильгельм был голландцем по происхождению, то и политика в отношению ряда государств была соответствующая. Резко взлетели пошлины на товары из Испании и Франции, в том числе и на напитки. При этом внутри страны были снижены пошлины и сборы на производство дистиллята. Это стало началом взлета джина.

Сам спирт был не высокого качества. Чтобы это спрятать, спирт ароматизировали можжевельником и другими ботаникалами. Только их количество редко превышало 3-4. Этот напиток все равно был довольно горьким и плохим по качеству. Нашли выход, стали добавлять сладкую часть. Сахар был тогда очень дорогим. Нашли замену - корень солодки. Иногда, не самые честные производители, добавляли скипидарное масло. Качество, как вы понимаете, было весьма так себе. Но цена было очень низкой. Это стало определяющим фактором на долгое время. Больше 100 лет Англия будет очень активно потреблять джин в очень больших количествах. Пик потребления джина приходится на 1741 - 1757 года. Лондон потребляет ежегодно, по разным данным, от 30 до 50 миллионов литров джина. Качество и количество потребляемого джина напрямую влияет на многие факторы жизни Лондона. Растет смертность среди детей. По некоторым данным смертность среди детей до 5 лет достигала 75%. Растет число преступлений, совершенных в алкогольном опьянение. Этот список можно продолжать очень долго. Но я веду канал не про криминальные сводки XVII-XIX веков.

В 1757 году случается катастрофический неурожай. Он продлится и в следующем 1758, а в 1759 году будет уже хороший и обильный урожай пшеницы. И в 1757 году правительство вводит жесткие ограничения на дистилляцию английской пшеницы. В этот период потребление джина начинает падать - его просто становиться меньше. Импорт рома начинает набирать обороты.

Наглядный пример того, как работает реклама. Пили все, от мала до велика. Никаких различий гендерных и сословных. Еще немного и Лондон начнет вымирать, но неурожаи пшеницы спасли лондонцев.
Наглядный пример того, как работает реклама. Пили все, от мала до велика. Никаких различий гендерных и сословных. Еще немного и Лондон начнет вымирать, но неурожаи пшеницы спасли лондонцев.

Но пока не случились те самые неурожаи, Лондон активно употребляет джин. Появляется реклама: Выпить - пенни, напиться вусмерть - 2 пенса, чистая солома - бесплатно. Правительство, конечно, пытается бороться различными законами с повальным пьянством. Практически эти законы не приносили результатов. Они скорее корректировали движение повального увлечения джином.

Двойная гравюра У.Хогарта 1751 года. Самая известная гравюра времен Джинового безумия.
Двойная гравюра У.Хогарта 1751 года. Самая известная гравюра времен Джинового безумия.

Не только законами боролись с пьянством, а еще и социальной рекламой.

Тот самый Old Tom, который, как считают некоторые эксперты дал имя первой исторической категории джина Old Tom Gin. Old Tom - собирательное имя котов у лондонцев. Именно котами помечали места продажи джина.
Тот самый Old Tom, который, как считают некоторые эксперты дал имя первой исторической категории джина Old Tom Gin. Old Tom - собирательное имя котов у лондонцев. Именно котами помечали места продажи джина.

Начиная с 1729 года, были выпущены восемь законов, так называемых джиновых актов (Gin Act). По этим законам очень сильно повышали пошлины на производство дистиллята и джина, увеличили налоги на уличную торговлю, а затем и вообще пытались запретить эту торговлю. Продавцы, естественно ушли в подполье. По законам также пытались стимулировать доносы. Доносчик получал 5 фунтов (это очень большие деньги в XVIII веке), но при этом он должен был знать имя продавца и знать его в лицо. Находчивые продавцы нашли выход из этой ситуации. Доносчиков конечно били, и не только. Но многие продавцы старались вообще не светится, тем в избиениях доносчиков. Они искали другие способы. И некоторые находили очень интересные решения. Так описал свои действия некий капитан Дадли Бредстрит в своих мемуарах, которые он выпустил в 1755 году. В 1738 году он арендует небольшое помещение у своего знакомого. На дверь вешает фигуру черного кота. Когда человек хотел купить джин, то подходил к этой двери - опускал деньги в рот коту, и из одной лапы лился джин. Подставлять можно было стакан, ладони и даже рот. Прямого контакта продавца с покупателем не было. Такой первый вендинговый аппарат. Правда, через пару лет, капитану пришлось закрыть свою лавку. Слишком многие скопировали эту технику.

После 1760 года, когда собрали хороший урожай, популярность уже была не такая высокая. Вплоть до 1830 года джин потребляется уже более-менее в умеренных дозах. Качество остается низким. Появляется ликер Sloe Gin. Промышленная революция идет полным ходом. И вот 1830 год, Аэнас Коффи патентует колону непрерывной дистилляции. Что в ближайшие 20 лет скажется на многих напитках: шотландский виски, водка и конечно, джин.

Стеклянные прозрачные бутылки помогли увеличить продажи и сделали джин еще более привлекательным в глазах состоятельной публики.
Стеклянные прозрачные бутылки помогли увеличить продажи и сделали джин еще более привлекательным в глазах состоятельной публики.

Качество спирта резко возросло. При этом, в Кулинарных книга, активно публикуются рецепты джинов и рекомендации как его правильно сделать. И одна из рекомендации, переходящая из книги в книгу, была в том, чтобы перестали добавлять сахар в джин. ЗОЖ победил. Появляются джины высокого качества, с набором ботаникалов больше, чем 3-4. В джин добавляют цитрусовые, что придает им дополнительную сложность и свежесть. Активно используются специи со всего мира, которые везутся в Англию со всей империи. Так начинает зарождаться новая категория London Dry Gin, которая процветает и по сей день. Примерно в это же время начинают появляться бренды джина, которые существуют и по сей день: Beefeater, Gordon's, Tanqueray, Gilbey's и другие. Джин становится напитком, не только бедняков, но достойным королей. И в добавок, в 90-е годы XIX века развивается стеклодувное производство. Появляются бутылки из прозрачного стекла, и что самое важное, они стоят уже не как крыло от самолета. В XX век джин вошел гордо и чинно, как истинный англичанин. Правда был период, в 80-90 годах, когда джин практически ушел с полок магазин, тоже как англичанин - тихо и незаметно. Шотландцы с испанцами спасли ситуацию.

Конец третьей части.

Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью. Всем здоровья!