Найти тему
Московские истории

"Погоня за счастьем": Тётя Аля пожелала быть реалистом

О подарке соседки по коммунальной квартире, находках на нью-йоркском блошином рынке, старой открытке и "погоне за счастьем" рассказывает Борис Гамиловский.

Этот офорт висит у меня в столовой на даче.
Этот офорт висит у меня в столовой на даче.

Эта московская история началась в далеком 1965 году, когда моя семья переезжала в новую отдельную квартиру в Измайлово из моего любимого Курбатовского переулка (улица Климашкина в наши дни). Одна из соседок, Алла Федоровна Кукотенко, которую я называл тётей Алей, вручила мне на память несколько книг: двухтомник Хемингуэйя, «Жизнь взаймы» Ремарка и какой-то рулон, завернутый в газету.

- Дома, дома посмотришь, — сказала она торопливо, видя мою попытку заглянуть внутрь.

Посмотрел я только через пару недель.

Содержимое меня не особо впечатлило. Офорт - копия достаточно известной и популярной картины (об этом я узнал гораздо позже) немецкого художника второй половины ХIХ века Рудольфа Фридриха Геннеберга «Погоня за счастьем». Меня, семнадцатилетнего юношу второй половины ХХ века, воспитанного на полотнах русских художников, знакомого с живописью Босха, Брейгеля, Дюрера, неизвестный Геннеберг со своим фантастически-сказочным сюжетом совсем не тронул.

Тётю Алю я поблагодарил, её напутствие и пожелания быть реалистом по жизни и т.д. и т.п прослушал по телефону в пол-уха, а Геннеберга засунул подальше на антресоли — не вешать же кусок ватмана размером с метр на полметра на стенку, где уже висели фотографии Битлз.

Через 50 лет я прилетел в гости к своему одногруппнику по институту в Нью-Йорк. Его сын, Мишка, которого я знал с пеленок, занимался продажей недвижимости, вкладывал деньги в промышленные здания, которые переделывал в жилые помещения — лофты. Для интерьеров этих лофтов мой друг любил мотаться по блошиным рынкам США, выискивая какую-либо необычную штуковину для этих помещений. Мой приезд совпал с открытием очередного блошиного рынка с двумя тысячами арт-диллеров всякой всячины, на которую приезжали тысячи, тысячи покупателей. Поехали и мы.

Хорошо, что мой товарищ заказал мотель вблизи этого городка, а скорее поселка. Заказал поздновато, поэтому только мотель, а не гостиницу, и не в этом поселке, а в получасе езды от этого пиршества «барахла». Другу нужны были конкретные арт-диллеры, поэтому он не задерживался там, где мне хотелось постоять, посмотреть, потрогать, поговорить с продавцом. Мы разбежались, договорившись созвониться.

Переходя от одного стола к другому, от палатки к палатке я наткнулся на стационарное небольшое деревянное строение с надписью «Post-office». Почты там не было, но сидели продавцы открыток, марок, букинистических журналов, книг, всякой бумажной продукции.

Старинная открытка, купленная на том самом блошином рынке. Из коллекции автора.
Старинная открытка, купленная на том самом блошином рынке. Из коллекции автора.

Русских, советских марок я не нашел, перешел к продавцу открыток, где в ящичках с надписью «Европейские города» обнаружились чудные старинные открытки Москвы. Я не филокартист, но вдали от любимого города так приятно было увидеть (и приобрести) что-то родное. А рядом лежали открытки стопкой, которые я стал пересматривать. Большинство из них были использованными: с текстами, проштампованными марками.

Старинная открытка, купленная на том самом блошином рынке. Из коллекции автора.
Старинная открытка, купленная на том самом блошином рынке. Из коллекции автора.

На одной из них (вспоминаю, как у меня учащенно забилось в тот момент сердце) я увидел знакомую картину Геннеберга «Погоня за счастьем». Более того, на обороте был написан русский текст, который я привожу:

«Славная … (имя неразборчиво). Вчера получилось письмо, полное отчаянья… Оно ошеломило меня… тем более, что после последних писем, полных восторга и радости, это последнее письмо твоё ужасно неожиданно… Это письмо до того расстроило меня, что представить себе не можешь. Я вне себя! Жду с нетерпением твоего ответа на мои последние письма».

Вот эта открытка.
Вот эта открытка.

Внизу неразборчивая подпись. А на лицевой стороне надпись, с которой могут согласиться наверняка половина населения планеты: «Этот сюжет поразительный символ наших судеб...»:

Лицевая сторона открытки.
Лицевая сторона открытки.

Эта открытка, может быть, купленная в Берлинской национальной галереи, где находится картина Рудольфа Фридриха Геннеберга, была послана из России (город мною не установлен) в 1913 году, я определил это по почтовому штампу.

Еще не началась Первая мировая в Европе, Николаевская Россия на пике своего экономического могущества, четыре года до Октябрьской революции и начала убийственной Гражданской войны, а сколько волнения, беспокойства, тревоги у отправительницы к своей подруге, живущей в Нью-Йорке.

Что происходит у адресата - женщины, покинувшей Россию в «погоне за счастьем»? Почему так резко меняется тон в письмах от «восторга и радости» до «последнее письмо твоё ужасно»?

И почему отправительница открытки объединяет свою судьбу и судьбу подруги словами, что «этот сюжет символ НАШИХ (выделено мною) судеб? Вопросы, вопросы, вопросы…

Прилетев в Москву, первым делом полез на антресоли и достал офорт. К счастью, он почти не пострадал. В мастерской заказал раму, «Погоню...» отвез на дачу, повесил в столовой.

Поднимая бокал вина, смотрю на героя картины, устремляющегося вслед за ускользающим, уносящимся от него видением прекрасной обнаженной женщины, на другую, лежащую без чувств, на смерть в образе скелета и думаю о том, как сложились судьбы неизвестных мне молодых (я уверен, что молодых) подруг, оказавшихся по разные стороны океана.

Что лучше: осмотрительность, надежность, стабильность или призрачное, маячащее где-то вдалеке счастье?..

Сам я, видимо, прислушался к словам тёти Али, не гонялся за мифическим счастьем, а был реалистом. #борис гамиловский